38. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.
Жанр симфонии в творчестве Гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.
Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального языка – жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности.
В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов (струнные, деревянные и медные духовые, ударные).
Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют какого-то определенного сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии, названные самим композитором «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№ 6, 7, 8). Все другие названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» – № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» – № 31, «С тремоло литавр» – № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ («Медведь» – № 82, «Курица» – № 83, «Часы» – № 101). Иногда названия симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» – № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов). Однако сам композитор никогда не комментировал образное содержание своей инструментальной музыки.
Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни – серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические – приведены к единству и равновесию.
Гайдновский симфонический цикл, как правило, содержит типичные четыре части (allegro, andante, менуэт и финал), хотя порою композитор увеличивал количество частей до пяти (симфонии «Полдень», «Прощальная») или ограничивался тремя (в самых первых симфониях). Иногда ради достижения особого настроения он изменял обычную последовательность частей (симфония № 49 начинается скорбнымadagio).
Законченные, идеально уравновешенные и логически выстроенные формы частей симфонического цикла (сонатная, вариационная, рондо и др.) включают элементы импровизационности, замечательные отклонения и неожиданности обостряют интерес к самому процессу развития мысли, всегда увлекательному, наполненному событиями. Излюбленные гайдновские «сюрпризы» и «розыгрыши» помогали восприятию самого серьезного жанра инструментальной музыки.
Среди многочисленных симфоний, созданных Гайдном для оркестра князя Николая I Эстергази, выделяется группа минорных симфоний конца 60-х – начала 70-х годов. Это симфонии № 39 (g-moll), № 44 («Траурная», е-moll), № 45 («Прощальная», fis-moll) и № 49 (f-moll, «LaPassione, то есть связанная с темой страдания и смерти Иисуса Христа).
- Общие вопросы
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы) Оратория
- Ученики [править]
- Творческое наследие[править]
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- Французские клавесинисты
- 16. Школа английских верджиналистов.
- Клавирная музыка [править]
- Биография[править]
- Творчество[править]
- Очерк биографии[править]
- Очерк творчества[править]
- 17. Школа французских клавесинистов
- Родоначальники французской школы клавесинистов
- Луи Куперейн (фр. Louis Couperin; ок.1626, Шом-ан-Бри - 29 августа 1661, Париж)
- Дальнейший путь французской школы клавесинистов
- Вершина французской клавесинной школы
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo») Antonio Vivaldi
- Arcangelo Corelli
- Giuseppe Tartini
- 20. Сюитность как принцип музыкального мышления в музыке 17-18вв. Структурность классической сюиты. ( Взять любую сюиту и разобрать ) ; (Прочитать работу Яворского). Сюита
- Описание [править]
- Последовательность частей сюиты [править]
- О композиции и содержании французской сюиты и. С. Баха №2, до минор.
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве. Просвещение
- Классицизм
- Венская классическая школа
- 23. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Johann Sebastian Bach
- 24.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации ег
- Биография Баха
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- Тематический каталог [править]
- Другие каталоги баховских произведений [править]
- 27.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 28. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 29. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- Страсти по Матфею [править]
- Структура Страстей по Матфею [править] Страсти по Марку [править]
- Страсти по Луке [править]
- Исполнения «Страстей» [править] Прижизненные исполнения [править]
- Забвение и возрождение [править]
- Музыкальные формы «Страстей» [править]
- 30. Месса h-moll. Высокая месса Баха. H-Moll-Messe, bwv 232
- История создания
- 31. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 32. 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- Concerti grossi
- Сюиты Генделя
- 33. Мангеймская школа и ее представители. Мангеймская школа
- Исполнительский стиль [править]
- Творчество [править]
- 34. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д) Венская классическая школа
- 35. Творческий облик Гайдна. Joseph Haydn
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- Гайдн. Оратория «Сотворение мира» Die Schöpfung
- История создания
- Гайдн. Оратория «Времена года» Die Jahreszeiten
- История создания
- 38. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- Симфоническая музыка[править]
- 39. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 40. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей и Эвридика» Orfeo ed Euridice
- Действующие лица:
- История создания
- 41. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта») Wolfgang Amadeus Mozart
- 42. Тип гения Моцарта. Моцарт. Загадка Гения Юлия Морозова
- Загадка Гения
- 43. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера. Le Nozze di Figaro
- Действующие лица:
- История создания
- 44. «Дон Жуан (опера)» - dramma giocoso. Don Giovanni
- Действующие лица:
- История создания
- 45. «Волшебная флейта»- опера-зингшпиль Моцарта. Die Zauberflöte
- Действующие лица:
- История создания
- 46. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40» Symphony No. 40 in g minor, k. 550
- История создания
- 47. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- 48. Творческий облик Бетховена. Ludwig van Beethoven
- 49. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- Ранний венский период (1792-1802)
- Центральный период творчества (1802-1812)
- Переходные годы (1812-1815)
- Поздний период (1816-1827)
- О традициях
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- О программности
- 53. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен. Symphony № 3 in e-flat major, Op. 55, «Eroica»
- История создания
- 1 Часть
- 2 Часть
- 3 Часть
- 4 Часть
- Symphony № 5 in c minor, Op. 67
- История создания
- 1 Часть (c-moll)
- 2 Часть (As-dur)
- 3 Часть
- 4 Часть
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен) Symphony № 9 in d minor, Op. 125
- История создания
- 56. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- Egmont-Ouvertüre, Op. 84 Увертюра к трагедии Гёте
- История создания
- Coriolan-Ouvertüre, Op. 62
- История создания
- 57. Бетховен. Опера «Фиде́лио» Fidelio
- Действующие лица:
- История создания
- Leonore № 3, Op. 72b Увертюра к опере
- История создания