История создания
Пятая симфония, которая поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве. Однако создавалась она дольше остальных. Бетховен работал над ней на протяжении трех лет, успев закончить в эти годы две симфонии совершенно иного характера: в 1806 году была написана лирическая Четвертая, в следующем начата и одновременно с Пятой завершена Пасторальная, позднее получившая № 6.
Это было время наивысшего расцвета таланта композитора. Одно за другим появляются самые типичные для него, самые прославленные сочинения, нередко проникнутые энергией, горделивым духом самоутверждения, героической борьбой: скрипичная соната опус 47, известная как Крейцерова, фортепианные опус 53 и 57 («Аврора» и «Аппассионата» — названия даны не автором), опера «Фиделио», оратория «Христос на горе Елеонской», три квартета опус 59, посвященные русскому меценату графу А. К. Разумовскому, фортепианный (Четвертый), Скрипичный и Тройной (для фортепиано, скрипки и виолончели) концерты, увертюра «Кориолан», 32 вариации для фортепиано до минор, месса до мажор и др. Композитор смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого не может быть для музыканта, — глухотой, хотя, узнав о приговоре врачей, едва не покончил с собой: «Только добродетели и искусству я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством». В 31 год он написал другу горделивые слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!»
Пятая симфония посвящена известным меценатам — князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в авторском концерте, так называемой «академии», в Венском театре 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной. Нумерация симфоний была тогда иной: открывшая «академию» симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, имела № 5, а «Большая симфония в до миноре» — № 6. Концерт оказался неудачным. Во время репетиции композитор повздорил с предоставленным ему оркестром — сборным, невысокого уровня, и по требованию музыкантов, отказавшихся с ним работать, вынужден был удалиться в соседнюю комнату, откуда и слушал, как его музыку разучивает дирижер И. Зейфрид. Во время концерта в зале царил холод, публика сидела в шубах и равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена.
Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать часто). Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве кз четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь».
Музыка
Первую часть открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе. Как это свойственно Бетховену, реприза не является точным повторением экспозиции. Перед появлением побочной партии возникает внезапная остановка, солирующий гобой декламирует ритмически свободную фразу. Но развитие не заканчивается и в репризе: в коде продолжается борьба, при чем исход ее неясен — первая часть не дает вывода, оставляя слушателя в напряженном ожидании продолжения.
Медленная вторая часть задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема — поначалу вариант первой — приобретает у медных и гобоя фортиссимо в сопровождении ударов литавр героические черты. Не случайно в процессе ее варьирования затаенно и тревожно, как напоминание, звучит мотив судьбы. Любимая Бетховеном форма двойных вариаций выдержана в строго классических принци пах: обе темы излагаются все более мелкими длительностями, обрастают новыми мелодическими линиями, полифоническими имитациями, но всегда сохраняют ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавыми и торжественными.
Тревожное настроение возвращается в третьей части. Это совершенно необычно трактуемое скерцо — вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. Первая тема пред ставляет собой диалог — затаенному вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми. После ферматы валторны, а за ними весь оркестр фортиссимо утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он до сих пор еще не встречался. Второй раз диалогическая тема звучит неуверенно, дробясь на отдельные мотивы, не получая завершения, отчего тема судьбы, по контрасту, предстает еще более грозной. При третьем появлении диалогической темы завязывается упорная борьба: с задумчивым, певучим ответом полифонически соединяется мотив судьбы, слышатся трепетные, молящие интонации, и кульминация утверждает победу судьбы. Картина резко меняется в трио — энергичном фугато с подвижной мажорной темой моторного, гаммообразного характера. Совершенно необычна реприза скерцо. Впервые Бетховен отказывается от полного повторения первого раздела, как это всегда было в классической симфонии, насыщая сжатую репризу интенсивным развитием. Оно происходит словно вдали: единственное указание силы звучности — варианты пиано. Обе темы значительно изменены. Первая звучит еще более затаенно (струнные пиццикато), тема судьбы, утрачивая грозный характер, возникает в перекличках кларнета (затем гобоя) и пиццикато скрипок, прерывается паузами, и даже тембр валторны не придает ей прежней силы. В последний раз ее отголоски слышны в перекличках фаготов и скрипок; наконец, остается только монотонный ритм у литавры пианиссимо. И тут наступает удивительный переход к финалу. Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами...
Ослепительным светом заливает все вокруг начинающийся без перерыва финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала вскочили с мест и отдали честь. Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, — броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.
Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго – в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями.
В 5 симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе».
Отличительной особенностью содержания 5 симфонии (в сравнении с другими оркестровыми произведениями, посвященными этой же теме – 3 и 9 симфонии, «Эгмонт»), является проблема рока. Бетховен, обычно скупой на словесные разъяснения, сам указал Шиндлеру на главную тему симфонии, как на звуковой символ судьбы («так судьба стучится в дверь»). «Голос рока» звучит во многих бетховенских произведениях (примером могут служить фортепианные сонаты № 8, 17, 23), но нигде еще тема судьбы не была стержнем всего драматургического развития.
4-частный цикл 5 симфонии, в сравнении с 3-й, отличается еще большей монолитностью, обусловленной:
единым замыслом;
сквозным развитием ведущего образа – «мотива судьбы». Являясь эпиграфом ко всему произведению, он пронизывает симфонию от начала до конца, всякий раз глубоко трансформируясь;
наличием предыктовой связки между 3 и 4 частями симфонии, благодаря которой победный марш финала начинается не простоattacca, а сразу с кульминации;
ладотональной направленностью от минора к мажору («от мрака к свету»). Тональность финала – C-dur, который «окрашивает» все торжественно-победные эпизоды первых трех частей (реприза Iчасти, маршевая тема Andante, трио III части). Все эти эпизоды «нацелены» на финал, будучи как бы его предвестниками;
интонационными связями между частями. Так, например, c-moll-ный марш из III части повторяется в разработке финала, элементы массовых героических жанров роднят лирику Andante с финалом;
- Общие вопросы
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы) Оратория
- Ученики [править]
- Творческое наследие[править]
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- Французские клавесинисты
- 16. Школа английских верджиналистов.
- Клавирная музыка [править]
- Биография[править]
- Творчество[править]
- Очерк биографии[править]
- Очерк творчества[править]
- 17. Школа французских клавесинистов
- Родоначальники французской школы клавесинистов
- Луи Куперейн (фр. Louis Couperin; ок.1626, Шом-ан-Бри - 29 августа 1661, Париж)
- Дальнейший путь французской школы клавесинистов
- Вершина французской клавесинной школы
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo») Antonio Vivaldi
- Arcangelo Corelli
- Giuseppe Tartini
- 20. Сюитность как принцип музыкального мышления в музыке 17-18вв. Структурность классической сюиты. ( Взять любую сюиту и разобрать ) ; (Прочитать работу Яворского). Сюита
- Описание [править]
- Последовательность частей сюиты [править]
- О композиции и содержании французской сюиты и. С. Баха №2, до минор.
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве. Просвещение
- Классицизм
- Венская классическая школа
- 23. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Johann Sebastian Bach
- 24.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации ег
- Биография Баха
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- Тематический каталог [править]
- Другие каталоги баховских произведений [править]
- 27.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 28. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 29. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- Страсти по Матфею [править]
- Структура Страстей по Матфею [править] Страсти по Марку [править]
- Страсти по Луке [править]
- Исполнения «Страстей» [править] Прижизненные исполнения [править]
- Забвение и возрождение [править]
- Музыкальные формы «Страстей» [править]
- 30. Месса h-moll. Высокая месса Баха. H-Moll-Messe, bwv 232
- История создания
- 31. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 32. 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- Concerti grossi
- Сюиты Генделя
- 33. Мангеймская школа и ее представители. Мангеймская школа
- Исполнительский стиль [править]
- Творчество [править]
- 34. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д) Венская классическая школа
- 35. Творческий облик Гайдна. Joseph Haydn
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- Гайдн. Оратория «Сотворение мира» Die Schöpfung
- История создания
- Гайдн. Оратория «Времена года» Die Jahreszeiten
- История создания
- 38. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- Симфоническая музыка[править]
- 39. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 40. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей и Эвридика» Orfeo ed Euridice
- Действующие лица:
- История создания
- 41. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта») Wolfgang Amadeus Mozart
- 42. Тип гения Моцарта. Моцарт. Загадка Гения Юлия Морозова
- Загадка Гения
- 43. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера. Le Nozze di Figaro
- Действующие лица:
- История создания
- 44. «Дон Жуан (опера)» - dramma giocoso. Don Giovanni
- Действующие лица:
- История создания
- 45. «Волшебная флейта»- опера-зингшпиль Моцарта. Die Zauberflöte
- Действующие лица:
- История создания
- 46. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40» Symphony No. 40 in g minor, k. 550
- История создания
- 47. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- 48. Творческий облик Бетховена. Ludwig van Beethoven
- 49. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- Ранний венский период (1792-1802)
- Центральный период творчества (1802-1812)
- Переходные годы (1812-1815)
- Поздний период (1816-1827)
- О традициях
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- О программности
- 53. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен. Symphony № 3 in e-flat major, Op. 55, «Eroica»
- История создания
- 1 Часть
- 2 Часть
- 3 Часть
- 4 Часть
- Symphony № 5 in c minor, Op. 67
- История создания
- 1 Часть (c-moll)
- 2 Часть (As-dur)
- 3 Часть
- 4 Часть
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен) Symphony № 9 in d minor, Op. 125
- История создания
- 56. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- Egmont-Ouvertüre, Op. 84 Увертюра к трагедии Гёте
- История создания
- Coriolan-Ouvertüre, Op. 62
- История создания
- 57. Бетховен. Опера «Фиде́лио» Fidelio
- Действующие лица:
- История создания
- Leonore № 3, Op. 72b Увертюра к опере
- История создания