logo search
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

16. Школа английских верджиналистов.

Английские верджиналисты

В развитии клавирной музыки также принимали участие композиторы различных национальных школ. Возникновение самой первой в истории клавирной школы связано с Англией – это школа английских верджиналистов, которая выдвинулась уже в конце XVI. Ее образовали композиторы Уильям Бёрд (его считают главой этой школы), Джон Булл, Орландо Гиббонс.

Отличительная особенность английской верджинальной музыки – ее подчеркнуто светский характер. Мелодика песенно–танцевального склада, элементарная гармонизация, четкий ритм с выделенной сильной долей – всё это резко контрастировало полифонической музыке Ренессанса и предвосхищало тематизм XVIII века. Среди произведений английских верджиналистов главный интерес представляют вариации, в которых охотно использовались темы народных песен и популярных в быту танцев. Лежащий в основе этих жанров фольклор придавал им неповторимую национальную характерность.

Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIIIкупил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая «школа вирджиналистов», крупнейшие представители которой —Уильям Бёрд,Джон Булл,Орландо Гиббонс,Жиль Фарнеби,Томас Томкинс.

Исторически важнейшие сборники вирджинальной музыки, составленные в то время и вскоре после него,— Вирджинальная книга Фицуильяма(содержит 297 пьес; составлена не позднее 1625 года),Книга леди Невел(англ.; 1591 год), сборник«Партения»(англ.; напечатан около 1611 года).[2]

В XVIIIвеке вирджинал был известен и в Германии. В России до революции для этого инструмента использовался термин «виргинал»[3]. Во Франции, Дэвид Бoaннapддeлaeт верджинелы традиционными методами.

Вирджина́льная книга Фицуи́льяма (англ. Fitzwilliam Virginal Book) — сборник клавирной (преимущественно вирджинальной) английской музыки елизаветинского и якобинского периодов, один из главных источников инструментальной английской музыки позднего Ренессанса и раннего барокко. Составлен не позже 1625 г. Хранится в Музее Фицуильяма вКембридже.

Рукопись содержит 297 инструментальных пьес, написанных между 1562 и 1612 годами, преимущественно английскими композиторами. Наиболее известные авторы: Джон Булл,Уильям Бёрд,Орландо Гиббонс,Жиль Фарнеби, Мартин Пирсон,Питер Филипс(собственные пьесы и обработки итальянских композиторов, в т.ч. Лассо, Маренцио, Каччини, Стриджо),Томас Морли,Томас Томкинс. Среди иностранных авторов, представленных в сборнике, наиболее известный —Я.П.Свелинк. 44 пьесы анонимны. Название сборника (имплицирующее привязку репертуара именно к вирджиналу) условно. В современной практикеаутентичного исполнительствапьесы из Вирджинальной книги Фицуильяма звучат не только на вирджинале, но и на обычномклавесине,клавикорде,спинете,позитиве(и другихорганах), в переложении для (инструментального)консорта.

Многие пьесы снабжены характеристическими, иногда шутливыми, заголовками, ссылающимися на персон, на исторические и культурные реалии того времени. Без знания историко-культурного контекста такие заголовки, как, например, "Put Up Thy Dagger, Jemy", "The New Sa-Hoo", "Quodlings Delight" Ж.Фарнеби, «Quadran Pavan» Дж. Булла, "Nobody's Gigge" (Ричарда Фарнеби), анонимные "Pakington's Pownde" и "The Irishe Dumpe", "The Ghost" и "The Earle of Oxford's Marche" У.Бёрда, "Worster Braules" и «Barafostus' Dream» Томаса Томкинса, непосредственно не понятны.

Полное оглавление Вирджинальной книги Фицуильяма см. в английской Википедиииво французской Википедии(с ценными комментариями к отдельным пьесам).

Уильям Бёрд (англ.  William Byrd, 1543 или 1544 — 4 июля 1623, Стандон Мэсси, Эссекс) — английский композитор, органист и клавесинист. Крупнейший и наиболее разносторонний композитор елизаветинской эпохи. Учился у Т. Таллиса. В 1563-1572 органист кафедрального собора в Линкольне, где писал незамысловатую музыку для тамошней англиканской литургии. С 1572, став членом («джентльменом») Королевской капеллы в Лондоне, сблизился с двором Елизаветы. Первая публикация Бёрда последовала в 1575 в сборнике «Cantiones quae ab argumento sacrae vocantur», в который Бёрд и Таллис написали по 17 посвящённых королеве (латинских духовных) мотетов (= cantiones sacrae). Ранние мотеты Бёрда обнаруживают влияние техники и стиля Альфонсо Феррабоско (итальянского композитора, работавшего при лондонском королевском дворе в 1562-78 гг.).

Происходивший предположительно из протестантской семьи, Бёрд в течение 1570-х гг. становился всё более ревностным католиком. В Харлингтоне, где он жил в 1577—1592 гг., сначала его жена, а затем и он сам попали в черные списки лиц, отказывавшихся посещать протестантские богослужения. По мнению современных музыковедов, в 50 латинских мотетах, написанных в этот период, этический тон композитора меняется: Бёрд намеренно избирает библейские тексты, которые повествуют о гонениях на избранных (Domine praestolamur), повествуют о вавилонском и египетском пленении (Domine tu iurasti) и о долгожданном избавлении от притеснений (Laetentur caeli, Circumspice Jerusalem). Мотет БёрдаDeus venerunt gentes (первые четыре стиха Пс.78) считается непосредственной реакцией на известие о казни архиепископа-мученика Эдмунда Кэмпиона, потрясшей своей жестокостью католиков Англии и всей Европы. В 1583 г. Филипп де Монте послал Бёрду свой мотет на первые стихи знаменитого Пс.136 (Super flumina Babylonis), символически закончив его стихом «Как запоем песнь Господню на земле чужой»? Бёрд ответил Филиппу собственным мотетом на тот же псалм, начав его именно с этих слов (Quomodo cantabimus), где продемонстрировал своё высокое полифоническое мастерство.

В 1589 и 1591 Бёрд опубликовал еще 2 книги латинских мотетов («Cantiones sacrae») и два сборника консортных песен на английские стихи (1588 и 1589). Английские сборники можно интерпретировать как шаг к восстановлению отношений композитора с королевским двором, испорченных в бурные 1580-е гг.

В 1593 Бёрд перебрался в небольшую деревню Стандон Мэсси (Stondon Massey) в Эссексе. Под патронажем местного лорда (католика) Джона Петра в его владениях он мог относительно безопасно участвовать в католических богослужениях. Здесь же, приблизительно между 1593 и 1595 гг., он написал свою лучшую церковную музыку: три ординарных мессы (на 3, 4 и 5 голосов) и два сборника проприальных песнопений (интроиты, градуалы, аллилуйи, тракты, оффертории и т.д.) для всего календарного цикла под названием "Градуалы" на 3 — 6 голосов (напечатаны в Лондоне в 1605 и 1607 гг.).