27.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.С.БАХА Орган был изобретен в 3 веке до н.э. в Египте Ктезебием. Его предшественники – флейта-пана и волынка. Первый органы были маленькими, переносными (портатив, позитив). Звук в них регулировался путем сжатия воздуха при помощи давления воды. Назывались такие органы – гидравлосы. В них было 8-12 труб, квадратные клавиши (9х32), которые выдвигались позднее. По ним били кулаком или локтем. В среднем веке византийские мастера заменили гидравлическую систему на кожаные меха. Стало возрастать и количество труб: в Х веке орган имел более 400 труб и не один, а два мануала (клавиатуры). Расцвет органной музыки приходится на XVII в. На Италию (Пахельбель, Бах, Букстехуде) на эпоху барокко. С этого времени орган становится не только церковным, но и светским. В моду входят уличные органы: «со многими странностями и разнообразными голосами», игрушечные органы, органы с трубами из бумаги, золота и серебра, бамбука, стекла, «органы – чудовища» и т.д. Органы XVII-XXвв. Имеют до 30.000 труб, длиной от нескольких миллиметров до 11 метров, имеют до пяти мануалов, 48-77 клавиш, 50 регистровых рукояток, с помощью которого можно подражать хору или различным инструментам и 32 клавиши для ног – педали. Бах оставил 9 томов органных сочинений, однако опубликовано было только одна прелюдия и фуга Es-dur. Бах прославился, как выдающийся импровизатор. Его часто приглашали опробовать новый орган. Он постоянно редактировал различные органные сочинения современников. В одном из соборов в Мюнхене, он сконструировал педальные куранты. Свой творческий путь Бах начинал с органных сочинений и вошел в историю, как выдающийся органист. В отличие от клавирных произведений, которые писались для узкого круга слушателей, органные произведения создавались в расчете на многотысячную аудиторию. Это позволяло вкладывать в них глубокую серьезную проблематику, но делать это в яркой общительной манере с элементами проповедничества и ораторской речи. Потому характерными чертами органных произведений стали масштабность, пышность, торжественность фактуры, объемность музыкальных образов, использование риторических приемов, импровизационность, обилие общих форм движения в фактуре. Основу органного наследия Баха, составляют две группы жанров:
Обработки хоралов (хоральные прелюдии). Обработки старинных немецких песнопений. Многоголосных произведений у Баха более 150. В них сформировалось новое для эпохи качество – синтез инструментального начала с вокальным, идущее от природы хорала, и в каждом отдельном случае предопределено содержанием хорального текста (см. дополнение Гивенталь, стр. 164).
Фуги (произведения в «фантазийном стиле» - прелюдии, токкаты («Прикосновение» - виртуозная пьеса с четким ритмом), фантазии. Эта область была чисто инструмен‑
тальной. Все жанры, кроме строгой фуги, носили свободный, импровизационный характер. В них было много пассажей, хроматики, гармонических вольностей, арпеджио, речитативов, возбужденного движения – всего того, что было обязательно для жанров фантазийного стиля той эпохи. Прелюдии до Баха и во времена Баха, чаще всего, не записывались, а просто импровизировались. Если же не импровизировались, а сочинялись, то могли быть «нетактируемыми прелюдиями» и играть их можно было, как угодно: медленно или быстро, в свободном плавном метре.
Бах стал не только записывать все эти жанры, но и впервые, причем именно в органном творчестве объединил прелюдию, токкату, фантазию с фугой в моноцикл (40 прелюдий и фуг для органа), где прелюдия стала выполнять роль вступления к фуге, и, несмотря на прежний импровизационный характер, прелюдия оказалась интонационно и образно зависимой от фуги. Все эти черты присутствуют в Токкате и фуге ре-минор. По содержанию – это два контрастных, но взаимодополняющих произведений: взрывчатая, эффектная, патетическая токката и сдержанная, эмоционально-уравновешанная, интеллектуальная фуга. Токката написана в свободной форме в фантазийном стиле, в ее основе лежит риторическое вступление с чертами декламационности и патетики, с вопросительного квинтового тона, заостренного мордента и фермата, после чего чередование соло и тутти (оркестра), дополняется уменьшенным септаккордом и напряженными гармониями. Тот же принцип, что и во вступлении лежит в основе всей токкаты и всех его разделов. Более того, интонация мордента из вступления, найдет свое продолжение в теме фуги, а идея пульсации мотива с сохранением остинатного звука «ля». Сначала появляется в токкате во второй фуге, а затем в теме фуги. Из токкаты в фугу придет импровизационное начало, благодаря чему одним из ее контрастов станет, контраст свободного двухголосия (!) и свободных разделов концертного типа. Окончание фуги необычно для музыки того времени – оно в миноре. Черты концертности ощущаются и в присутствии каденции в заключительном разделе фуги. Органная музыка Органный стиль. В органной сфере исключительная активность приходится на веймарские годы, и именно в Веймаре сформировался баховский органный стиль. В дальнейшем он модифицировался, но суть его и жанры органной музыки оставались неизменными, простираясь до 30х годов. Затем, в последнюю творческую декаду, Бах заново просмотрел ранее им сотворенное – редактировал, подготавливал к печати, преимущественно внимания уделяя хоральным обработкам. К концу 1700 годов он синтезировал достижения своих предшественников. - От Букстехуде – воспринял возвышенную патетику, драматический порыв, виртуозность, свободно-импровизационное сочетание токкатных, моторных и полифонических, фугированных разделов композиции. - От Пахельбеля – мотетный принцип в сцеплении фугетт при неразрывности их мотивной связи. - От Бёма – колорирование темы фуги, сложный орнамент контрапунктирующих голосов, вариационность и тд - Ну а также воздействие современного концертного принципа, обновившего образный строй и характер звучания баховской орг музыки. 4 основных жанровых вида: - Хоральная обработка - Triosatz( трио, трехголосное сложение) - 2хчастный цикл прелюдии (токкаты) и фуги - Пассакалья ( единственное, но уникальное творение) ^ Хоральные обработки Баховские хоральные обработки для органа при кажущейся традиционности отмечены небывалой до него новизной техники, контрапунктической и гармонической. Из множества обработок Бах составил 4 сборника – два незавершенных и два прижизненно изданных( «Органная книжка», «Клавирные упражнения» op.3, «Шюблеровские хоралы ( «Хоралы в различной манере»), « 18 хоралов разного рода для игры на органе с 2мя мануалами и педалью»). В ранних опусах этого жанра Бах непосредственно следует тому стилю, в каком обрабатывали хоральные мелодии его предшественники, особенно Бём, Рейнкен, Пахельбель. Тут у него преобладают традиционные приемы фигурации, колорирования хорала, фугированные формы в стиле Пахельбеля. ^ Зрелый период. Новым словом явилась созданная в начале зрелого периода «Органная книжка», для которой Бах написал 46 прелюдий из задуманных 169. Большинство прелюдий этого сборника – небольшие лирические поэм, скромные по изложению, но полные чудесной поэтической выразительности. Новаторство. Новаторство Баха заключалось в том, что мастерски применяя имитационную разборку, он широко сочетает ее с контрастной полифонией (Хоральный напев является в верхн голосе, в то время как в средн и нижн слоях такни к канонической имитации присоединяются контрапунктирующие мелодии с свободно-индивидуальной манере. В этом полифоническом синтезе архаически-важные хоральные темы интонационно совершенно преображаются) Особую роль играет облигатная педаль. ^ Последние годы жизни. В последние годы жизни Бах много трудился над переработкой ряда больших хоралов, соч вероятно в веймарски-кётенский период. В новой редакции (лейципгской) они составили сборник «18 хоралов». Здесь в отличие от скромных, камерно-лирических интерпретаций «Органной книжки», собраны масштабные композиции блестящего и патетического концертного стиля. Бах снова обращается к приемам мастеров 17 века, особенно Букстехуде, воссоздавая их, однако в синтезе с новым свободно-импровизационным методом и стилем. Хоральные мелодии варьированы с: -щедрой изобретательностью -разнообразием фактуры -чудесной фигурацией, -экспрессия их усилена выразительными мелизмами, оттеняющими кульминационные вершины и особую значительность заключительных оборотов. -регистровка необычайно дифференцирована -имитационно-полифоническая разработка ( канон, фуга) синтезирована с интерлюдиями импровизационного гомофонно-гармонического склада ^ Циклические произведения Прелюдии и фуги наряду с хоральными обработками составили центральную и важнейшую область баховского органного творчества. Именно Бах – первосоздатель прелюдии и фуги как жанра с единой, цельной композицией в двух глубоко различных, но гармонично синтезированных частях ( в добаховский период их писали только порознь, как отдельные пьес самостоятельного эстетического значения, либо одна сложная пьеса в себе фугированные и прелюдирующие фазы или эпизоды, по несколько раз ритмично сменявшие друг друга. К тому же виртуоз-органист прелюдировал обычно в виде неписанной импровизации). Бах нарушил эту трактовку и пошел другим путем. 1)отступил от слитных импровизационно-фугированных форм и четко разграничил прелюдийную и имитационно-полифоническую сферу, придав каждой замкнутую в себе композиционную форму 2)усовершенствовал фугу и прелюдию ( фантазию, токкату), доведя их до типической завершенности жанра и стиля 3)воссоединил их в совершенно новом синтезе, создав высокохудожественный «диптих», или «малый цикл», органичный и в то же время контрастный. От хоровых фуг ( Месса h-moll, Магнификат) и кантат органные отличаются -более инструментально-фигуративным рисунком -большим блеском -концертностью фактуры -мелос носит шире обобщенный характер, изобразительно-звукописные приемы и эффекты не свойственны ему -темы очерчены широким контуром, из контрасты очень рельефны -раскидиста планировка тематических проведений (частые контрэкспозиции) -интермедии развернуты еще шире -репризы сильно динамизированы, в кодах возвращаются приемы виртуозно-импровизационного плана Для органа написан скромный опус «8 маленьких прелюдий и фуг» веймарского периода, фуги a-moll, d-moll («Дорийская»), «большая» в g-moll и др Что касается вступительной пьесы – прелюдии, токкаты, фантазии, - то это почти всегда импозантный портал здания : - он введет в тональную, эмоционально-образную, иногда даже тематическую сферу фуги, а в др случаях, наоборот, художественно оттеняет ее качества: -Растворенность тематизма -Изложение в виде свободной импровизации -Гомофонность склада ^ Пассакалия с-moll Следуя своему предшественнику Букстехуде, Бах воспользовался давним жанром «прощальной музыки провожания по улице» и формой старинных вариаций на ostinato, чтобы развернут величественную и сумрачную картину шествия со скорбной песней, трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом – прояснением в конце. Ее образуют 20 вариаций на 8-тактовую басовую тему (период в строгой октавной фактуре), их завершает фуга. Орган с его ножной клавиатурой как нельзя более предрасполагает к проведению остинатного баса, и изложение органной пассакальи управляется в основном державным шагом. Цикл 20ти вариаций развернут двумя большими динамическими фазисами. Срединная кульминация усилена появлением темы – ostinatoв верхнем голосе, и пассакалья на время становится чаконой. Во второй части цикла активизация маршево-ритмического элемента постепенно снимает горестно-трагедийный нюанс, разлитой по произведению, и подводит к завершающей кульминации – двойной фуге с остро контрастной второй темой и пышно фигурированным противосложением. Его колокольно-звонные переливы заполняют собою репризу фуги. Прощальная процессия преображается в блестящее праздничное торжество.
- Общие вопросы
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы) Оратория
- Ученики [править]
- Творческое наследие[править]
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- Французские клавесинисты
- 16. Школа английских верджиналистов.
- Клавирная музыка [править]
- Биография[править]
- Творчество[править]
- Очерк биографии[править]
- Очерк творчества[править]
- 17. Школа французских клавесинистов
- Родоначальники французской школы клавесинистов
- Луи Куперейн (фр. Louis Couperin; ок.1626, Шом-ан-Бри - 29 августа 1661, Париж)
- Дальнейший путь французской школы клавесинистов
- Вершина французской клавесинной школы
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo») Antonio Vivaldi
- Arcangelo Corelli
- Giuseppe Tartini
- 20. Сюитность как принцип музыкального мышления в музыке 17-18вв. Структурность классической сюиты. ( Взять любую сюиту и разобрать ) ; (Прочитать работу Яворского). Сюита
- Описание [править]
- Последовательность частей сюиты [править]
- О композиции и содержании французской сюиты и. С. Баха №2, до минор.
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве. Просвещение
- Классицизм
- Венская классическая школа
- 23. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Johann Sebastian Bach
- 24.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации ег
- Биография Баха
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- Тематический каталог [править]
- Другие каталоги баховских произведений [править]
- 27.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 28. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 29. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- Страсти по Матфею [править]
- Структура Страстей по Матфею [править] Страсти по Марку [править]
- Страсти по Луке [править]
- Исполнения «Страстей» [править] Прижизненные исполнения [править]
- Забвение и возрождение [править]
- Музыкальные формы «Страстей» [править]
- 30. Месса h-moll. Высокая месса Баха. H-Moll-Messe, bwv 232
- История создания
- 31. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 32. 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- Concerti grossi
- Сюиты Генделя
- 33. Мангеймская школа и ее представители. Мангеймская школа
- Исполнительский стиль [править]
- Творчество [править]
- 34. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д) Венская классическая школа
- 35. Творческий облик Гайдна. Joseph Haydn
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- Гайдн. Оратория «Сотворение мира» Die Schöpfung
- История создания
- Гайдн. Оратория «Времена года» Die Jahreszeiten
- История создания
- 38. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- Симфоническая музыка[править]
- 39. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 40. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей и Эвридика» Orfeo ed Euridice
- Действующие лица:
- История создания
- 41. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта») Wolfgang Amadeus Mozart
- 42. Тип гения Моцарта. Моцарт. Загадка Гения Юлия Морозова
- Загадка Гения
- 43. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера. Le Nozze di Figaro
- Действующие лица:
- История создания
- 44. «Дон Жуан (опера)» - dramma giocoso. Don Giovanni
- Действующие лица:
- История создания
- 45. «Волшебная флейта»- опера-зингшпиль Моцарта. Die Zauberflöte
- Действующие лица:
- История создания
- 46. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40» Symphony No. 40 in g minor, k. 550
- История создания
- 47. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- 48. Творческий облик Бетховена. Ludwig van Beethoven
- 49. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- Ранний венский период (1792-1802)
- Центральный период творчества (1802-1812)
- Переходные годы (1812-1815)
- Поздний период (1816-1827)
- О традициях
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- О программности
- 53. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен. Symphony № 3 in e-flat major, Op. 55, «Eroica»
- История создания
- 1 Часть
- 2 Часть
- 3 Часть
- 4 Часть
- Symphony № 5 in c minor, Op. 67
- История создания
- 1 Часть (c-moll)
- 2 Часть (As-dur)
- 3 Часть
- 4 Часть
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен) Symphony № 9 in d minor, Op. 125
- История создания
- 56. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- Egmont-Ouvertüre, Op. 84 Увертюра к трагедии Гёте
- История создания
- Coriolan-Ouvertüre, Op. 62
- История создания
- 57. Бетховен. Опера «Фиде́лио» Fidelio
- Действующие лица:
- История создания
- Leonore № 3, Op. 72b Увертюра к опере
- История создания