logo search
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

27.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)

ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.С.БАХА Орган был изобретен в 3 веке до н.э. в Египте Ктезебием. Его предшественники – флейта-пана и волынка. Первый органы были маленькими, переносными (портатив, позитив). Звук в них регулировался путем сжатия воздуха при помощи давления воды. Назывались такие органы – гидравлосы. В них было 8-12 труб, квадратные клавиши (9х32), которые выдвигались позднее. По ним били кулаком или локтем. В среднем веке византийские мастера заменили гидравлическую систему на кожаные меха. Стало возрастать и количество труб: в Х веке орган имел более 400 труб и не один, а два мануала (клавиатуры). Расцвет органной музыки приходится на XVII в. На Италию (Пахельбель, Бах, Букстехуде) на эпоху барокко. С этого времени орган становится не только церковным, но и светским. В моду входят уличные органы: «со многими странностями и разнообразными голосами», игрушечные органы, органы с трубами из бумаги, золота и серебра, бамбука, стекла, «органы – чудовища» и т.д. Органы XVII-XXвв. Имеют до 30.000 труб, длиной от нескольких миллиметров до 11 метров, имеют до пяти мануалов, 48-77 клавиш, 50 регистровых рукояток, с помощью которого можно подражать хору или различным инструментам и 32 клавиши для ног – педали. Бах оставил 9 томов органных сочинений, однако опубликовано было только одна прелюдия и фуга Es-dur. Бах прославился, как выдающийся импровизатор. Его часто приглашали опробовать новый орган. Он постоянно редактировал различные органные сочинения современников. В одном из соборов в Мюнхене, он сконструировал педальные куранты. Свой творческий путь Бах начинал с органных сочинений и вошел в историю, как выдающийся органист. В отличие от клавирных произведений, которые писались для узкого круга слушателей, органные произведения создавались в расчете на многотысячную аудиторию. Это позволяло вкладывать в них глубокую серьезную проблематику, но делать это в яркой общительной манере с элементами проповедничества и ораторской речи. Потому характерными чертами органных произведений стали масштабность, пышность, торжественность фактуры, объемность музыкальных образов, использование риторических приемов, импровизационность, обилие общих форм движения в фактуре. Основу органного наследия Баха, составляют две группы жанров:

  1. Обработки хоралов (хоральные прелюдии). Обработки старинных немецких песнопений. Многоголосных произведений у Баха более 150. В них сформировалось новое для эпохи качество – синтез инструментального начала с вокальным, идущее от природы хорала, и в каждом отдельном случае предопределено содержанием хорального текста (см. дополнение Гивенталь, стр. 164).

  2. Фуги (произведения в «фантазийном стиле» - прелюдии, токкаты («Прикосновение» - виртуозная пьеса с четким ритмом), фантазии. Эта область была чисто инструмен‑­

  3. тальной. Все жанры, кроме строгой фуги, носили свободный, импровизационный характер. В них было много пассажей, хроматики, гармонических вольностей, арпеджио, речитативов, возбужденного движения – всего того, что было обязательно для жанров фантазийного стиля той эпохи. Прелюдии до Баха и во времена Баха, чаще всего, не записывались, а просто импровизировались. Если же не импровизировались, а сочинялись, то могли быть «нетактируемыми прелюдиями» и играть их можно было, как угодно: медленно или быстро, в свободном плавном метре.

Бах стал не только записывать все эти жанры, но и впервые, причем именно в органном творчестве объединил прелюдию, токкату, фантазию с фугой в моноцикл (40 прелюдий и фуг для органа), где прелюдия стала выполнять роль вступления к фуге, и, несмотря на прежний импровизационный характер, прелюдия оказалась интонационно и образно зависимой от фуги. Все эти черты присутствуют в Токкате и фуге ре-минор. По содержанию – это два контрастных, но взаимодополняющих произведений: взрывчатая, эффектная, патетическая токката и сдержанная, эмоционально-уравновешанная, интеллектуальная фуга. Токката написана в свободной форме в фантазийном стиле, в ее основе лежит риторическое вступление с чертами декламационности и патетики, с вопросительного квинтового тона, заостренного мордента и фермата, после чего чередование соло и тутти (оркестра), дополняется уменьшенным септаккордом и напряженными гармониями. Тот же принцип, что и во вступлении лежит в основе всей токкаты и всех его разделов. Более того, интонация мордента из вступления, найдет свое продолжение в теме фуги, а идея пульсации мотива с сохранением остинатного звука «ля». Сначала появляется в токкате во второй фуге, а затем в теме фуги. Из токкаты в фугу придет импровизационное начало, благодаря чему одним из ее контрастов станет, контраст свободного двухголосия (!) и свободных разделов концертного типа. Окончание фуги необычно для музыки того времени – оно в миноре. Черты концертности ощущаются и в присутствии каденции в заключительном разделе фуги. Органная музыка Органный стиль. В органной сфере исключительная активность приходится на веймарские годы, и именно в Веймаре сформировался баховский органный стиль. В дальнейшем он модифицировался, но суть его и жанры органной музыки оставались неизменными, простираясь до 30х годов. Затем, в последнюю творческую декаду, Бах заново просмотрел ранее им сотворенное – редактировал, подготавливал к печати, преимущественно внимания уделяя хоральным обработкам. К концу 1700 годов он синтезировал достижения своих предшественников. - От Букстехуде – воспринял возвышенную патетику, драматический порыв, виртуозность, свободно-импровизационное сочетание токкатных, моторных и полифонических, фугированных разделов композиции. - От Пахельбеля – мотетный принцип в сцеплении фугетт при неразрывности их мотивной связи. - От Бёма – колорирование темы фуги, сложный орнамент контрапунктирующих голосов, вариационность и тд - Ну а также воздействие современного концертного принципа, обновившего образный строй и характер звучания баховской орг музыки. 4 основных жанровых вида: - Хоральная обработка - Triosatz( трио, трехголосное сложение) - 2хчастный цикл прелюдии (токкаты) и фуги - Пассакалья ( единственное, но уникальное творение) ^ Хоральные обработки Баховские хоральные обработки для органа при кажущейся традиционности отмечены небывалой до него новизной техники, контрапунктической и гармонической. Из множества обработок Бах составил 4 сборника – два незавершенных и два прижизненно изданных( «Органная книжка», «Клавирные упражнения» op.3, «Шюблеровские хоралы ( «Хоралы в различной манере»), « 18 хоралов разного рода для игры на органе с 2мя мануалами и педалью»). В ранних опусах этого жанра Бах непосредственно следует тому стилю, в каком обрабатывали хоральные мелодии его предшественники, особенно Бём, Рейнкен, Пахельбель. Тут у него преобладают традиционные приемы фигурации, колорирования хорала, фугированные формы в стиле Пахельбеля. ^ Зрелый период. Новым словом явилась созданная в начале зрелого периода «Органная книжка», для которой Бах написал 46 прелюдий из задуманных 169. Большинство прелюдий этого сборника – небольшие лирические поэм, скромные по изложению, но полные чудесной поэтической выразительности. Новаторство. Новаторство Баха заключалось в том, что мастерски применяя имитационную разборку, он широко сочетает ее с контрастной полифонией (Хоральный напев является в верхн голосе, в то время как в средн и нижн слоях такни к канонической имитации присоединяются контрапунктирующие мелодии с свободно-индивидуальной манере. В этом полифоническом синтезе архаически-важные хоральные темы интонационно совершенно преображаются) Особую роль играет облигатная педаль. ^ Последние годы жизни. В последние годы жизни Бах много трудился над переработкой ряда больших хоралов, соч вероятно в веймарски-кётенский период. В новой редакции (лейципгской) они составили сборник «18 хоралов». Здесь в отличие от скромных, камерно-лирических интерпретаций «Органной книжки», собраны масштабные композиции блестящего и патетического концертного стиля. Бах снова обращается к приемам мастеров 17 века, особенно Букстехуде, воссоздавая их, однако в синтезе с новым свободно-импровизационным методом и стилем. Хоральные мелодии варьированы с: -щедрой изобретательностью -разнообразием фактуры -чудесной фигурацией,  -экспрессия их усилена выразительными мелизмами, оттеняющими кульминационные вершины и особую значительность заключительных оборотов. -регистровка необычайно дифференцирована -имитационно-полифоническая разработка ( канон, фуга) синтезирована с интерлюдиями импровизационного гомофонно-гармонического склада ^ Циклические произведения Прелюдии и фуги наряду с хоральными обработками составили центральную и важнейшую область баховского органного творчества.  Именно Бах – первосоздатель прелюдии и фуги как жанра с единой, цельной композицией в двух глубоко различных, но гармонично синтезированных частях ( в добаховский период их писали только порознь, как отдельные пьес самостоятельного эстетического значения, либо одна сложная пьеса в себе фугированные и прелюдирующие фазы или эпизоды, по несколько раз ритмично сменявшие друг друга. К тому же виртуоз-органист прелюдировал обычно в виде неписанной импровизации). Бах нарушил эту трактовку и пошел другим путем. 1)отступил от слитных импровизационно-фугированных форм и четко разграничил прелюдийную и имитационно-полифоническую сферу, придав каждой замкнутую в себе композиционную форму 2)усовершенствовал фугу и прелюдию ( фантазию, токкату), доведя их до типической завершенности жанра и стиля 3)воссоединил их в совершенно новом синтезе, создав высокохудожественный «диптих», или «малый цикл», органичный и в то же время контрастный. От хоровых фуг ( Месса h-moll, Магнификат) и кантат органные отличаются -более инструментально-фигуративным рисунком -большим блеском -концертностью фактуры -мелос носит шире обобщенный характер, изобразительно-звукописные приемы и эффекты не свойственны ему -темы очерчены широким контуром, из контрасты очень рельефны -раскидиста планировка тематических проведений (частые контрэкспозиции) -интермедии развернуты еще шире -репризы сильно динамизированы, в кодах возвращаются приемы виртуозно-импровизационного плана Для органа написан скромный опус «8 маленьких прелюдий и фуг» веймарского периода, фуги a-moll, d-moll («Дорийская»), «большая» в g-moll и др Что касается вступительной пьесы – прелюдии, токкаты, фантазии, - то это почти всегда импозантный портал здания : - он введет в тональную, эмоционально-образную, иногда даже тематическую сферу фуги, а в др случаях, наоборот, художественно оттеняет ее качества: -Растворенность тематизма -Изложение в виде свободной импровизации -Гомофонность склада ^ Пассакалия с-moll Следуя своему предшественнику Букстехуде, Бах воспользовался давним жанром «прощальной музыки провожания по улице» и формой старинных вариаций на ostinato, чтобы развернут величественную и сумрачную картину шествия со скорбной песней, трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом – прояснением в конце. Ее образуют 20 вариаций на 8-тактовую басовую тему (период в строгой октавной фактуре), их завершает фуга. Орган с его ножной клавиатурой как нельзя более предрасполагает к проведению остинатного баса, и изложение органной пассакальи управляется в основном державным шагом. Цикл 20ти вариаций развернут двумя большими динамическими фазисами. Срединная кульминация усилена появлением темы – ostinatoв верхнем голосе, и пассакалья на время становится чаконой. Во второй части цикла активизация маршево-ритмического элемента постепенно снимает горестно-трагедийный нюанс, разлитой по произведению, и подводит к завершающей кульминации – двойной фуге с остро контрастной второй темой и пышно фигурированным противосложением. Его колокольно-звонные переливы заполняют собою репризу фуги. Прощальная процессия преображается в блестящее праздничное торжество.