logo search
Назарова В

21. Основные сферы творческой деятельности Баха.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - универсальный гений эпохи барокко, теоретик и педагог, органист и композитор, в творчестве которого нашли бле­стящее завершение многие стилевые явления барокко, многие жанры, типичные для этой эпохи. В музыке Баха воплощены возвышенные духовные идеалы, нравственные искания и религиозные чувства человека его времени, не мерк-

27

нущие за прошедшие столетия. Подчеркивая огромное историческое значение личности и творчества Баха в немецкой и мировой музыке первой половины XVIII века, исследователь его творчества Альберт Швейцер писал: «Все худо­жественные искания, стремления, желания, порывы и блуждания прежних, рав­но как и современных ему поколений, сосредоточились в нем и творят через не­го». Советский музыковед, исследователь творчества Баха Болеслав Яворский так формулирует главное содержание творчества Баха: «Музыка Баха является обобщенным музыкально-этическим толкованием образности и сюжетики хри­стианской мифологии».

Бах - не только величайший композитор-полифонист эпохи позднего барок­ко. На протяжении всей жизни он работал как органист (в юности - певчий) в церкви. Профессии композитора и исполнителя в его время не были разделены. Музыкант должен был уметь играть, как правило, на разных инструментах, владеть техникой цифрованного баса, сочинять (или гармонизовать мелодии хоралов), обучать детей пению и игре на инструментах. Всем этим владел Бах: он учил не только своих детей, но и мальчиков в школе при соборе святого Фо­мы в Лейпциге, где работал кантором.

В наследии Баха есть сочинения, написанные именно как инструктивные, обучающие: Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах, Маленькие прелюдии и фу­ги, Инвенции, даже прелюдии и фуги Хорошо темперированного клавира мож­но рассматривать как произведения, способствующие освоению полифониче­ской техники и различных тональностей клавира.

Дети И.С.Баха отличались редкой музыкальной одаренностью и с ранних лет обучались игре на разных инструментах. Сыновья Баха уже при жизни отца стали крупными музыкантами и заняли престижные должности в разных горо­дах и странах.

Старший сын Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784) работал органистом в Дрездене, Галле и др. немецких городах.

Карл Филипп Эммануил (1714-1788) - второй сын Баха и его ученик, зани­мал должность придворного музыканта короля Пруссии Фридриха Второго Ве­ликого в Берлине, а затем - кантора и музикдиректора в Гамбурге. Его называ­ют «берлинским» или «гамбургским» Бахом. При жизни К.Ф.Э. Бах пользовал­ся славой крупнейшего немецкого композитора. Стиль его музыки близок лите­ратурному течению «Бури и натиска», с характерными для него свободой вы­сказывания, почти импровизационностью, повышенной экспрессией, полётом фантазии. К.Ф.Э. Бах является автором известного трактата «Опыт истинного искусства игры на клавире» (1753-1762).

Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795) находился на придворной службе в Бюккенбурге в качестве камерного музыканта.

Младший из сыновей - Иоганн Кристиан (1735-1782) - одиннадцатый сын Баха - был органистом и оперным композитором в Милане, а позднее - ка­пельмейстером придворной капеллы в Лондоне. Потому прозван «миланским» или «лондонским» Бахом. Представитель галантного, изящного стиля. Автор

28

опер, симфоний, сочинений для фортепиано. В фортепианную музыку привнёс певучесть итальянской оперной кантилены. В Лондоне лично занимался с се­милетним Моцартом, в творчестве которого ощутимы влияния музыки И.К.Баха.