logo
Назарова В

29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.

Оратория - ведущий жанр творчества Генделя, в ней наиболее полно вопло­тились его мировоззрение и гражданский пафос, характерные черты стиля. Стиль ораторий Генделя - стиль его музыки. В ораториях композитор обращал­ся к библейским сюжетам - историям из Ветхого завета (в отличие от античных и исторических - в операх).

Библия играла важную роль в английском обществе XVII-XVIII веков. Биб­лейские сюжеты и образы, библейский стиль и язык, персонажи и символы бы­ли чрезвычайно распространены. Буржуазная революция 1648 года, события Реформации и массовые народные движения XVII века укрепили религиозный дух нации. Героические образы библейских вождей и пророков воспринима­лись символами всенародной борьбы. Политические и философские трактаты, любой крупный законодательный акт государства сопровождались ссылками и цитатами из Священного Писания. Библейские сюжеты занимают видное место и в искусстве Англии XVIII века. Гендель усвоил вкус англичан, особенности их религиозного сознания и мировосприятия и стал говорить с нацией на по­нятном ей языке - суровом и мужественном языке Ветхого Завета.

Гендель - автор 30 ораторий. Большинство имеют героический характер: «Саул», «Иисус Навин», «Самсон», «Израиль в Египте», «Валтасар», «Иуда

38

Маккавей», «Соломон», «Дебора», «Эсфирь», «Иевфай» (последняя была за­кончена в 1751 году, когда композитор уже ослеп).

Среди ораторий на библейские сюжеты особое место занимает «Мессия». Уникальность оратории - в соединении двух главных частей Библии - Ветхого и Нового Заветов. Главной фигурой повествования является образ Мессии (от евр. Машиах - Помазанник, соотв. греч. Христос), т.е. Божественного посланца, Спасителя мира. Авторы либретто - сам композитор и его друг Чарльз Джен-ненс - ради наибольшей выразительности, и вместе с тем - лаконичности и фи­лософской афористичности оперируют фрагментами из библейских книг, смело комбинируя ново- и ветхозаветные тексты. В результате был создан не просто пересказ евангельской истории о жизни и смерти Спасителя, но грандиозная нравственно-философская концепция, в которой времена библейские перекли­каются с современностью. А весь монументальный цикл, включающий арии, речитативы, хоры (в том числе знаменитую «Аллилуйю» - финал второй части) и две оркестровые части воспринимается как цикл лирико-эпических песен-гимнов о подвиге самопожертвования, служащем последующим поколениям примером для подражания и духовно-нравственного совершенствования.