21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - универсальный гений эпохи барокко, теоретик и педагог, органист и композитор, в творчестве которого нашли блестящее завершение многие стилевые явления барокко, многие жанры, типичные для этой эпохи. В музыке Баха воплощены возвышенные духовные идеалы, нравственные искания и религиозные чувства человека его времени, не мерк-
27
нущие за прошедшие столетия. Подчеркивая огромное историческое значение личности и творчества Баха в немецкой и мировой музыке первой половины XVIII века, исследователь его творчества Альберт Швейцер писал: «Все художественные искания, стремления, желания, порывы и блуждания прежних, равно как и современных ему поколений, сосредоточились в нем и творят через него». Советский музыковед, исследователь творчества Баха Болеслав Яворский так формулирует главное содержание творчества Баха: «Музыка Баха является обобщенным музыкально-этическим толкованием образности и сюжетики христианской мифологии».
Бах - не только величайший композитор-полифонист эпохи позднего барокко. На протяжении всей жизни он работал как органист (в юности - певчий) в церкви. Профессии композитора и исполнителя в его время не были разделены. Музыкант должен был уметь играть, как правило, на разных инструментах, владеть техникой цифрованного баса, сочинять (или гармонизовать мелодии хоралов), обучать детей пению и игре на инструментах. Всем этим владел Бах: он учил не только своих детей, но и мальчиков в школе при соборе святого Фомы в Лейпциге, где работал кантором.
В наследии Баха есть сочинения, написанные именно как инструктивные, обучающие: Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах, Маленькие прелюдии и фуги, Инвенции, даже прелюдии и фуги Хорошо темперированного клавира можно рассматривать как произведения, способствующие освоению полифонической техники и различных тональностей клавира.
Дети И.С.Баха отличались редкой музыкальной одаренностью и с ранних лет обучались игре на разных инструментах. Сыновья Баха уже при жизни отца стали крупными музыкантами и заняли престижные должности в разных городах и странах.
Старший сын Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784) работал органистом в Дрездене, Галле и др. немецких городах.
Карл Филипп Эммануил (1714-1788) - второй сын Баха и его ученик, занимал должность придворного музыканта короля Пруссии Фридриха Второго Великого в Берлине, а затем - кантора и музикдиректора в Гамбурге. Его называют «берлинским» или «гамбургским» Бахом. При жизни К.Ф.Э. Бах пользовался славой крупнейшего немецкого композитора. Стиль его музыки близок литературному течению «Бури и натиска», с характерными для него свободой высказывания, почти импровизационностью, повышенной экспрессией, полётом фантазии. К.Ф.Э. Бах является автором известного трактата «Опыт истинного искусства игры на клавире» (1753-1762).
Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795) находился на придворной службе в Бюккенбурге в качестве камерного музыканта.
Младший из сыновей - Иоганн Кристиан (1735-1782) - одиннадцатый сын Баха - был органистом и оперным композитором в Милане, а позднее - капельмейстером придворной капеллы в Лондоне. Потому прозван «миланским» или «лондонским» Бахом. Представитель галантного, изящного стиля. Автор
28
опер, симфоний, сочинений для фортепиано. В фортепианную музыку привнёс певучесть итальянской оперной кантилены. В Лондоне лично занимался с семилетним Моцартом, в творчестве которого ощутимы влияния музыки И.К.Баха.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.