logo
Назарова В

2. Что означает термин «Возрождение»?

Возрождения или Ренессанс - эпоха блестящего расцвета культуры в ряде европейских стран в XIV-XVI веках. Возрождение является заключительным этапом и кульминацией в истории средневековой культуры, поэтому для него характерна тесная связь со Средневековьем (особенно в музыке), а также ут­верждение новых норм и эстетических принципов в творчестве. Термин Возро­ждение связан с идеей воскрешения идеалов античности после почти тысяче­летнего господства религиозной догматики. Впервые слово «Возрождение», ко­торым стали обозначать целую эпоху в истории европейской культуры, употре­бил Дж.Вазари - художник и первый историограф итальянского искусства в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Ф.Энгельс определил Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».

Идейной основой культуры эпохи Возрождения стали гуманизм, оптимизм и антропоцентризм. В центре искусства Возрождения - человек как свободная личность, его духовный мир, а также реальный мир, который его окружает (природа и быт). «Человек - великое чудо», - писал флорентийский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своем трактате «О достоинстве человека». Средневековый аскетизм сменился жадным интересом к реальному миру, к человеку, к красоте окружающей природы.

Подчеркивая интерес к человеку в противовес средневековому теоцентриз-му, деятели Возрождения называли себя гуманистами, производя это слово от понятия Цицерона «studia humanitanis», обозначавшего изучение всего, что связано с природой человека и его внутреннего мира.

С антропоцентризмом связано понимание прекрасного, возвышенного и ге­роического в искусстве. Для эстетики Возрождения характерно идеализирован­ное представление о человеке как гармоничной личности с беспредельными

5

творческими возможностями. Возрождение создает идеал человека чести, дос­тоинства, высокой духовности и нравственности. Творцы эпохи Возрождения были личностями многогранными: знали языки, владели разными искусствами. Красноречивый пример - Леонардо да Винчи - художник, скульптор и архитек­тор, а также - математик, инженер, философ, поэт, теоретик искусства.

«Главным для философии и творчества Возрождения является тот мощный рывок, благодаря которому его мыслители и творцы смогли вырвать человека из состояния приниженности, сделать его центром вселенной, хозяином жизни, создателем всех её ценностей» (В.И.Рутенбург). Ренессансный гуманизм «лег в основу всего нового миросозерцания. Началась новая гуманистическая эра», -писал русский мыслитель и философ Н.А.Бердяев.

Прогрессивные достижения культуры Возрождения осветили всё дальней­шее развитие западноевропейского искусства. Именно в эпохе Возрождения -генезис всей европейской культуры.

3. Какие виды искусств занимали ведущее положение в эпоху Возрождения и почему?

Поскольку Возрождение основано на обращении к античности, ведущее по­ложение занимали искусства, которые могли непосредственно подражать ан­тичным образцам - это изобразительные искусства: архитектура, живопись, скульптура. Раскопки на территории Италии открыли перед художниками ве­ликолепный и гармоничный мир античности: храмы и гражданские постройки, огромное количество скульптурных изображений античных богов и героев, римских императоров и полководцев; мозаики, фрески и живопись на вазах.

«Отцами Возрождения» называют итальянцев: архитектора Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466) и художника Мазаччо (1401-1428).

В архитектуре эпохи Возрождения наряду с соборами, важную роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Ведущие архитекторы - Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии; Леско, Делорм во Франции.

Художники (Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Монтенья, Ботичелли, Лео­нардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто—в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель - в Нидерландах; Альб­рехт Дюрер, Матиас Грюневальд, Ганс Гольбейн—в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ - во Франции) владели богатыми возможностями художественного отра­жения действительности—передачей перспективы, объема, света, изображени­ем человеческой фигуры и реальной среды—интерьера, пейзажа. Огромным достижением было изобретение в Нидерландах в XV веке новой техники живо­писи масляными красками. «Нидерландский секрет» был вскоре воспринят итальянцами, а затем распространился по Европе, в корне изменив представле­ние о живописном искусстве.

6

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Гаргантюа и Пан­тагрюэль» Рабле, поэзия Франческо Петрарки, Торквато Тассо, драмы Шек­спира и многое другое.

4. В чем связи со Средневековьем и что нового в музыке эпохи Возрожде­ния?

В музыке Возрождения сохраняется тесная связь с предшествующим пе­риодом:

В то же время - Возрождение - это и новый этап развития музыкального ис­кусства - исторический исток всей последующей эволюции западноевропей­ской музыки. Параллельно с традициями готики формируются новые явления:

7

• кульминацией музыкального Возрождения является театр - пасторальная драма и dramma per musica- будущая опера.