logo
Назарова В

5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.

Классификация стилевых течений Возрождения опирается на принятую ис­ториками изобразительных искусств периодизацию и определения. Примени­тельно к музыке уточняются хронологические границы и жанровые ориентиры.

Первый период определяется как переходный, предваряющий собственно Возрождение - проторенессанс (или «предвозрождение»). Во Франции и Ита­лии - складывается течение "ars nova " - «новое искусство» (20-е годы XIV в.):

французские композиторы "ars nova": Филлип де Витри (1291-1361), Гийом де Машо (ок. 1300-1377), Иоханнес Чикония (1335-1411);

в Италии - создатель первых мадригалов - Франческо Ландино (1325-1397).

Следующий этап - XV век - классика раннего Возрождения. В творчестве франко-фламандских (нидерландских) композиторов: Гийома Дюфаи (1400-1474), Иоханнеса Окегема (1425/30-1497), Якоба Обрехта (14504 505), Жиля Беншуа (1400-1460) - происходит формирование определяющего для эпохи Возрождения стиля в музыке — полифонии строгого письма.

Период высокого Возрождения в музыке падает на рубеж XV-XVI вв. Для него характерно повсеместное распространение строгого стиля в других стра­нах - во Франции, Италии и Германии. Деятельность Генриха Изаака ( 1450-1517) - выдающегося фламандского композитора и органиста. Немецкие поли­фонисты: Генрих Финк (ок. 1450-1527), Людвиг Зенфль (1486-1552), Ханс Лео Хаслер (1564-1612).

Позднее Возрождение в музыке - XVI век - кульминация строгого стиля в вокально-хоровом творчестве крупнейшего итальянского композитора Джован-ни Пьерлуиджи да Палестрины (1525-1594) и фламандца Орландо Лассо (1532-1594).

Новые стилевые течения позднего Возрождения, выходящие за рамки стро­гого стиля: