5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
Классификация стилевых течений Возрождения опирается на принятую историками изобразительных искусств периодизацию и определения. Применительно к музыке уточняются хронологические границы и жанровые ориентиры.
Первый период определяется как переходный, предваряющий собственно Возрождение - проторенессанс (или «предвозрождение»). Во Франции и Италии - складывается течение "ars nova " - «новое искусство» (20-е годы XIV в.):
французские композиторы "ars nova": Филлип де Витри (1291-1361), Гийом де Машо (ок. 1300-1377), Иоханнес Чикония (1335-1411);
в Италии - создатель первых мадригалов - Франческо Ландино (1325-1397).
Следующий этап - XV век - классика раннего Возрождения. В творчестве франко-фламандских (нидерландских) композиторов: Гийома Дюфаи (1400-1474), Иоханнеса Окегема (1425/30-1497), Якоба Обрехта (14504 505), Жиля Беншуа (1400-1460) - происходит формирование определяющего для эпохи Возрождения стиля в музыке — полифонии строгого письма.
Период высокого Возрождения в музыке падает на рубеж XV-XVI вв. Для него характерно повсеместное распространение строгого стиля в других странах - во Франции, Италии и Германии. Деятельность Генриха Изаака ( 1450-1517) - выдающегося фламандского композитора и органиста. Немецкие полифонисты: Генрих Финк (ок. 1450-1527), Людвиг Зенфль (1486-1552), Ханс Лео Хаслер (1564-1612).
Позднее Возрождение в музыке - XVI век - кульминация строгого стиля в вокально-хоровом творчестве крупнейшего итальянского композитора Джован-ни Пьерлуиджи да Палестрины (1525-1594) и фламандца Орландо Лассо (1532-1594).
Новые стилевые течения позднего Возрождения, выходящие за рамки строгого стиля:
выразительная полифония у венецианских мастеров Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1613) в многохорных композициях;
выразительная полифония в мадригале. Нидерландские мадригалисты: А. Вилларт (1480-1562), Якоб Аркадельт (ок.1500-1568); итальянцы: Винченти- но, Лука Маренцио (1553/54-1599), Клаудио Монтеверди (1567-1643), Дже- зуальдо да Веноза (1560-1613) - автор «хроматических мадригалов» - пред ставитель маньеризма;
развитие инструментальной музыки (орган, лютня, инструментальные ан самбли). Клаудио Меруло, Вилларт, Андреа и Джованни Габриели.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.