10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
Италия была родиной большинства профессиональных музыкальных жанров - оперы, оратории, кантаты, инструментальной музыки (сонаты и concerto grosso).
Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века явилось кульминацией Возрождения: она единственный музыкальный жанр, который возник из идеи воскрешения античности. Если полифоническая музыка строгого письма эпохи Возрождения фактически развивала традиции средневековья, то создание оперы связано с возрождением принципов античной трагедии. Италия была исторически первой страной Ренессанса, и вполне закономерно, что опера - первоначально её называли dramma per musica («драма посредством музыки», то есть положенная на музыку) - появилась во Флоренции, самом сердце Возрождения, в городе Данте, Донателло, Микеланджело, Франческо Ландино.
В кружке флорентийских аристократов Джованни Барди и Якопо Кореи -камерате (camerata) - родилась идея нового театрального синтеза. За образец была взята - как наиболее совершенная - форма древнегреческой трагедии. Опера создавалась в сознательном сближении с античным светским искусством: античной поэтической лирикой и театром Древней Греции и Рима. Идеологами этого кружка новаторов были гуманист Джироламо Меи и выдающийся теоретик музыки, виолист и лютнист Винченцо Галилей (1520-1591), отец великого астронома Галилео Галилея. В 1581 г. он опубликовал трактат «Диалог
13
об античной и современной музыке». Ему принадлежат первые образцы монодии (сольного пения с сопровождением) нового типа: «Плач Иеремии» и «Жалоба Уголино». Галилей сам исполнял их, аккомпанируя себе на лютне. Тексты плача, жалобы были весьма благодарны для музыкальной драмы: в них музыка передавала движение чувства (аффекта). Lamento - жалоба - станет в эпоху барокко излюбленным жанром и в оперной и в инструментальной музыке. Условия рождения оперы:
просвещенная аристократическая среда;
увлечение античностью;
синтез высокой поэзии и музыки;
поворот от хоровой полифонии к сольному пению (монодии) с инструмен тальным сопровождением.
Истоки оперы:
пасторальные драмы как излюбленная форма театральных представлений при дворах знати в эпоху Возрождения;
фольклорные представления с музыкой и пением, например, так называемые «майские праздники» (тосканские maggi), и широко бытовавшие во Флорен ции «священные представления» (театрализация библейских легенд с песня ми);
мадригал и мадригальная комедия.
С мадригалом оперу связывает: принципиально светская направленность; аристократичность происхождения, ориентация на образованную элиту - знатоков и любителей высокой поэзии; мадригал и dramma per musica были жанрами музыкально-поэтическими, музыка была в них «послушной дочерью» поэзии: наконец, оба жанра главной задачей ставили передачу душевных движений, внутреннего мира человека, его чувств и переживаний.
Создатели dramma per musica стремились именно музыкой - в мелодии - передать выразительную смену аффектов - настроений и чувств человека. Особо значимые слова выделялись украшениями в пении, распевались более мелодично. В целом же преобладал речитативный стиль, идеально отвечающий задаче ясного произнесения текста: «Пение на полпути между обычным говором и чистой мелодией», - говорил Якопо Пери. Поэт был главным создателем dramma per musica: синтез искусств в ней был возрожден на основе высокой поэзии.
Автором первых «либретто» - «Эвридика» и «Дафна» - был последователь Т.Тассо поэт Оттавио Ринуччини. Они были положены на музыку певцами Якопо Пери и Джулио Каччини. Опера «Эвридика» Д.Каччини (1600) - первый дошедший до нас образец dramma per musica. Художественное значение до настоящего времени сохраняет опера Клаудио Монтеверди «Орфей» (1607). Через год появилась «Дафна» Марко да Гальяно (1608) и «Ариадна» Монтеверди (не сохранилась).
Эти произведения создали своеобразный канон жанра dramma per musica. Так, обязательным был пролог (как в античной трагедии), в котором выступает
14
аллегорический или божественный персонаж. Непременным атрибутом являлись и пасторальные сцены. Но не сформировались еще оперные формы: не было разделения на арии, речитативы, ансамбли.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.