15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
Опера, созданная в Италии в самом конце XVI столетия, очень скоро получила широкое признание и распространилась не только по разным городам Италии, но и в разных странах.
Первой оперой, поставленной при дворе герцога в Мантуе с 1607 г., можно считать «Орфея» Монтеверди (его предшественники представляют собой dramma per musica).
В Риме - столице католического мира - опера развивалась под покровительством семейства Барберини. Братья Барберини - кардиналы, племянники папы - меценаты и поклонники оперы, построили при своем дворце большой оперный театр. Римская опера - типично барочная опера: эффектно оформленная сценически, пышно декоративная, яркая и динамичная по сюжету и музыке, в которой большую роль начинают играть хоровые сцены, а также оркестровые «синфонии»-вступления. Сюжеты римской оперы носили назидательно-проповеднический характер и нередко имели клерикальную направленность. Представители римской оперной школы: Стефано Ланди, Антонио Аббатини, Лоретто Витториа - певец папской капеллы, автор либретто и музыки оперы
20
«Галатея», которую Р.Роллан назвал «совершенной по красоте музыки и поэзии».
В 1637 году в Венеции открылся первый общедоступный оперный театр, билет в который мог купить каждый. Опера из элитарного, аристократического, салонного жанра превращается в открытый, демократический, быстро обретший популярность и любовь слушателей. Это привело к повсеместному распространению оперных театров, которые часто строились вблизи крупных соборов и назывались их именами. Вершиной венецианской оперы является «Коронация Поппеи» К.Монтеверди (1642). Это первая историческая опера. Её сюжет заимствован из XIV книги «Анналов» (летописей) древнеримского историка Публия Корнелия Тацита. Действие оперы происходит в Древнем Риме времен Нерона и Сенеки, а действующими лицами выступают подлинные исторические персонажи.
Во второй половине XVII - начале XVIII века ведущей в Италии становится неаполитанская оперная школа (Франческо Провенцале, Алессандро Скарлат-ти), давшая миру жанр onepa-seria, серьезная опера.
Из Италии опера распространяется по Европе и уже в XVII веке в разных странах складываются свои национальные оперные школы. Наиболее устойчивая традиция сформировалась во Франции. Жан Баттист Люлли создал национальный вариант оперы под влиянием высокой трагедии французского классицизма XVII века (Пьер Корнель, Жан Расин), назвав её «лирическая трагедия». «Лирическая» означала «поющаяся». Композиционно оперы Люлли напоминали трагедии Корнеля и Расина, тоже состояли из пяти актов с прологом и апофеозом. Основу лирической трагедии Люлли, а затем и его преемника Рамо, составлял патетический, драматически насыщенный декламационный монолог. Оперных ансамблей в ней нет, зато характерной чертой является введение балета. Люлли создал и классический тип французской увертюры с последовательностью разделов медленно-быстро-медленно.
Уникальным явлением музыкального театра в Англии является опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней» (на сюжет из «Энеиды» Вергилия), соединившая принципы итальянской оперы и французской лирической трагедии (Люлли) с традициями английского драматического театра. Однако Пёрселл, бывший родоначальником оперы в Англии, стал одновременно и её завершителем, поскольку после его кончины развитие английской национальной композиторской школы прервалось вплоть до конца XIX века.
Единственная немецкая опера XVII века - «Дафна» Генриха Шютца не сохранилась.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.