logo
Назарова В

11. Какие оперы Монтеверди вам известны?

Ярчайшим достижением итальянской оперы первой половины XVII века яв­ляется творчество Клаудио Монтеверди (1567-1643). Композиторский стиль Монтеверди сформировался в условиях позднего Возрождения: в его творчест­ве высокого совершенства достиг жанр итальянского мадригала. Мадригалы Монтеверди концентрируют все характерные черты позднего Возрождения; господство светской (преимущественно любовной) лирики, смешанный гомо-фонно-полифонический склад, изысканность и утонченность стиля. Некоторые мадригалы - почти настоящие «оперные» сцены, например, «Жалоба нимфы».

С 1607 г. Монтеверди обращается к опере, параллельно сочиняя и мадрига­лы. Он становится первым оперным композитором, до него dramma per musica создавалась поэтами и певцами. Само определение opera - синоним opus, т.е. дело, создание, произведение. Далеко не все оперы Монтеверди сохранились. До нас дошли три: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи» (1642) - первая опера на исторический сюжет. Из оперы «Ариадна» (1608) сохранился лишь один фрагмент - Жалоба (lamento) Ариадны. Этот сольный номер Монтеверди переделал позднее в пятиголосный мадригал.

Главной темой творчества Монтеверди - как истинного представителя Воз­рождения - становится человек, его страсти, его чувства и переживания. Искус­ство Монтеверди идеально соответствует гуманистическим устремлениям Воз­рождения, между тем стилистически уже связано со следующей эпохой - ба­рокко.

12. Сформулируйте черты стиля барокко применительно к музыке.

Барокко - основное стилевое направление в искусстве большинства евро­пейских стран в XVII - первой половине XVIII века. Искусство барокко рожде­но изменившимися представлениями о мире и человеке, крушением ренессанс-ной гармонии, антропоцентризма и оптимизма. Барроко - значит причудливый, вычурный. В новом художественном стиле отразились напряженные и трагиче­ские переживания, растерянность и тревога, призрачность и фантастичность. Усиливается значение религиозной тематики в искусстве, особенно тем, свя­занных с видениями, чудесами, мученичеством. В определенном смысле барок­ко воскрешало Средневековье, возрождая мистицизм и иллюзорность, тему смерти в искусстве, сознание суетности и бренности земной жизни. «Что молодость, почет, искусство, блеск наград? Придет последний час, все станет дым и чад».

Андреас Грифиус

Напряженность духовной жизни в неустойчивом, полном глубоких проти­воречий мире, стремление к отображению в искусстве психологических про-

15

цессов, смятения и драматизма в душе человека, создали благоприятную почву для расцвета именно музыки. Начиная с XVII века эволюция музыки становится синхронной с развитием других искусств. Поэтому достижения выдающихся композиторов эпохи барокко: Монтеверди, Перселла, Фрескобальди, Букстеху-де, Шютца, Корелли, Вивальди, Баха, Генделя - стоят в одном ряду с творчест­вом великих писателей и художников XVII века: Мильтона, Сервантеса, Лопе де Вега, Мольера, Корнеля, Расина, Караваджо, Веласкеса, Рубенса, Рембрандта и других.

Барокко - стиль эффектный и противоречивый, напряженный и взволнован­ный. Излюбленные темы барокко - жизнь и смерть, временность, непрочность земной жизни перед лицом вечности, иллюзорность реальности, напоминание о смерти.

Пышная декоративность, экспрессия и аффектированность, драматическая патетика, как характерные черты стиля, были свойственны всем видам искусст­ва, которые стремятся «поражать, удивлять и очаровывать». Но музыка была способна наиболее ярко передать драматически напряженный, тревожный, па­тетический дух времени. «Барокко хочет увлечь со всею силою страсти, возбу­ждает, опьяняет, приводит в экстаз, но не дает счастливого бытия» (Г.Вёльфлин). Безусловное лидерство в создании характерных черт стиля ба­рокко принадлежит итальянскому архитектору и скульптору Лоренцо Бернини (собор Святого Петра в Риме; скульптуры «Экстаз святой Терезы», «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины»).

Искусству барокко свойственны монументальность и экспрессия, напря­женность и драматизм, взволнованность и страстность, повышенная аффекта­ция, стремление к величию и пышности, сложности композиционных решений, к совмещению реальности и иллюзии. Специфические для искусства барокко черты:

В музыке эпоха барокко довольно продолжительна и охватывает около по­лутора столетий от рубежа XVI-XVII веков (А.и Дж. Габриели и Монтеверди) до середины XVIII века (творчество Баха и Генделя).

16

Музыкальное барокко - понятие широкое и очень ёмкое, включающее мно­жество новых жанров, рожденных эпохой послеренессансной культуры (от ранней dramma per musica до Страстей Баха и ораторий Генделя), и различных национальных композиторских школ (в Италии А.Скарлатти, Д:Кариссими, Д.Фрескобальди; в Германии Г.Шютц, Д.Букстехуде, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель; в Англии Г.Пёрселл).

Началом новой эпохи в истории музыкальных стилей является создание оперы (dramma per musica) в Италии и связанный с ним стилевой перелом: хо­ровая полифония строгого стиля Возрождения постепенно уступает место го-мофонно-гармоническому складу - основополагающему типу фактуры в музы­ке XVIII и XIX веков.

В музыке «антиномии барокко» выявляются:

Противоречивая сущность барокко сказалась и в особом типе фактуры, ос­нованном на равновесии между полифонией и гомофонией, который дал назва­ние музыке эпохи барокко: «полифония свободного письма» (в отличие от строгого стиля хоровой полифонии Возрождения). Новое качество полифонии XVII- первой половины XVIII вв. - инструментализм - определяет особенности мелодики, гармонии, фактуры, формы. Расширение интонационно-мелодических и ладо-тональных возможностей музыки связано в свободном стиле с хроматизацией тональности (см. Хроматическую фантазию и фугу И.С.Баха для клавира), формированием мажоро-минорной системы, активным использованием различных тональностей и техники модуляций. Употребление всех 24 мажорных и минорных тональностей было продемонстрировано впер­вые в сборнике прелюдий и фуг И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир».

Свободный стиль полифонии XVII- начала XVIII вв., который объединяет музыкальные жанры эпохи барокко, основан на сочетании имитационной тех­ники с приемами классической гармонии. Универсальный тип фактуры в раз­ных жанрах барокко (от оперы до трио-сонаты и concerto grosso) называется basso continuo - «длящийся бас», или иначе - «цифрованный бас». Это особый, специфически барочный, технологический прием, когда под непрерывно для­щейся басовой партией (она исполнялась виолой да гамба - виолончелью) цифрами обозначались аккорды, исполняемые на клавесине или органе. Техни­кой «генерал-баса» владели все музыканты, поэтому композитор не выписывал

17

аккордовую вертикаль, а лишь намечал её цифровкой. Абсолютное господство свободного стиля и цифрованного баса в музыке эпохи барокко, позволило Г.Риману назвать её «эпохой генерал-баса».