16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
21
На рубеже XVII-XVII1 вв. в неаполитанской оперной школе, в творчестве Алессандро Скарлатти (1660-1725) сложился тип оперы-seria - серьезной
оперы.
Opera-seria представляла собой высокую драму на античные или легендарно-истрические сюжеты. Она ориентировалась на аристократические вкусы и была искусством для образованных. Не стремясь воссоздать реальную жизнь, opera-seria опиралась на принцип драматической и музыкальной условности, идеализации и обобщения. Главный конфликт «серьезной» оперы - типичный для классической трагедии конфликт между долгом и чувством. Движущей пружиной действия является любовь, которая вступает в противоречие с нравственным или государственным (воинским) долгом. Потому персонажи opera-seria -герои, боги или царственные особы - как идеальные герои - разрешают этот конфликт в пользу долга.
Либретто писались по строгим правилам галантного, придворно-аристократического искусства. Выдающимися либреттистами opera-seria были Апостоло Дзено (1668-1750) и Пьетро Метастазио (1698-1782). Они создали ряд превосходных в поэтическом отношении текстов опер, в которых с большим мастерством и одухотворенностью выражались сильные страсти, чувства и переживания героев. На их многочисленные либретто написано множество опер и не только итальянцами, но композиторами других стран, вплоть до Глюка и Моцарта.
Opera-seria характеризовалась роскошными театрально эффектными, блистательными постановками. Огромные средства затрачивались на декорационное оформление, сценические эффекты, приглашение выдающихся оперных певцов-кастратов.
Крупнейшими композиторами, работавшими в этом жанре, закрепившими оперный тип и музыкальный характер opera-seria были:
Никколо Порпора (1686-1768)
Леонардо Винчи (1690-1730)
Иоганн Адольф Хассе (1699-1783)
Томазо Траэтта (1727-1779)
Никколо Йоммелли (1714-1774)
Джузеппе Сарти (1729-1802)
Иоганн Кристиан Бах (1735-1782)
Антонио Лотти (1667-1740)
Антонио Сальери (1750-1825),
а также Гендель, Глюк, Моцарт.
Для „серьезной" оперы типично было условное „разделение" драмы и музыки. Драматическое действие сосредоточено в речитативах: их было два типа в opera-seria. Речитатив-secco («сухой»), т.е в сопровождении только клавесина, представляет собой почти разговорную речь, но в условиях музыкальной интонации. Другой - более сложный тип - речитатив-accompagnato ("ак-компанированный", т.е. в сопровождении оркестра) - в нем музыкальная дек-
22
ламация становится более выразительной, патетически приподнятой. Аккомпа-нированный речитатив, как правило, предшествует арии и выражает моменты напряжения в действии: волнение героя, душевные потрясения, необходимость принятия ответственных решений и т.п.
Речитативы связывают, так называемые, «оперные номера», т.е. арии, ансамбли, хоры. Главное место в opera-seria занимали разнообразные арии, их было множество и они писались, в соответствии с канонами жанра, для каждого персонажа в строго нормированном количестве. Именно в ариях «серьезной» оперы воплощались обобщенные, типовые «аффекты» - состояния души, страсти, владеющие героями. Это могли быть героические, драматические, патетические или - напротив - безмятежно-идиллические, пасторальные, жалобные и прочие типовые арии-амплуа. В неаполитанской opera-seria сложилась великолепная культура прекрасного пения - bel canto, основанного на плавном, мелодически красивом ведении вокальной партии - кантилены. Окончательно закрепилась и форма арии - типична была сложная трехчастная форма с контрастной серединой и точной репризой (так называемая «ария da capo»). Оперы Скарлат-ти предваряла трехчастная увертюра (быстро-медленно-быстро), ставшая образцом итальянской увертюры.
Характерной традицией opera-seria было господствующее положение на оперной сцене кастратов, сохранявших высокие голоса. Среди них было немало одаренных певцов (Фаринелли, Гваданьи и др.), голоса которых поражали современников необычной красотой, виртуозностью и силой. Но обычай этот был противоестественной условностью, выражавшейся, например в том, что героические роли полководцев или императоров исполнялись в регистрах, свойственных женским голосам, и были насыщены многочисленными виртуозными вставками - колоратурами и трелями. Постепенное засилие певцов, стремившихся прежде всего к виртуозности и эффектности своих вокальных партий, привело жанр opera-seria к кризису, утрате собственно драматической выразительности.
Выдающиеся оперные композиторы XVIII века, понимая условность и некоторые слабые стороны драматургии opera-seria, стремились преодолеть её ограниченность, насытить активным сценическим действием, повысить роль других оперных форм - ансамблей и хоров, драматизировать функцию оркестра. На этом пути велики заслуги Генделя, Йомелли, Траэтта. Г.Ф.Гендель, работая в жанре оперы-сериа в Италии, а затем в Англии, отвергал схематизм и условность сюжетов, наполняя оперы глубоким драматическим содержанием, повышая, в частности, значение массовых хоровых сцен. Лучшие оперы Генделя не только проложили путь к его героическим ораториям на библейские сюжеты, но и подготовили оперную реформу Глюка, имевшую решающее значение в истории opera-seria.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.