Контрольные вопросы
Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде ния.
Гвидо Аретинский. Какие нововведения в истории музыки связаны с его именем?
Что означает термин "Возрождение"?
Какие виды искусства занимали ведущее положение в эпоху Возрождения и почему?
Назовите представителей эпохи Возрождения в других искусствах.
В чем связи со средневековьем и что нового в музыке Возрождения?
Назовите представителей ars nova в разных странах.
Назовите композиторов франко-фламандской школы XV-XV1 вв.
9. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения. 10.Полифония строгого стиля: основные стилевые признаки. 11.Месса: характеристика жанра, структура.
12.Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
13 .Назовите композиторов XVI века - позднего Возрождения - в разных странах.
14.Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
15.Рождение оперы во Флоренции в конце XVI в.: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
16.Какой жанр пытались воскресить создатели "dramma per musica"?
17.Что связывало "dramma per musica" с мадригалом?
18.Какие оперы К.Монтеверди Вам известны?
19.Сформулируйте черты стиля барокко применительно к музыке.
20.Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
21.Полифония свободного стиля: основные стилевые признаки.
22.Назовите итальянских композиторов - создателей жанров инструментальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
23.Назовите немецких композиторов эпохи барокко.
24.Что такое "бассо континуо"?
25.Назовите ведущие оперные школы XVII в. и их представителей.
26.0пера-сериа в XVIII в.: характерные черты, ведущие представители.
2
27.Опера-буффа в XVIII в.: характерные черты, ведущие представители.
28.Значение протестантского хорала в творчестве Баха.
29.Назовите немецких композиторов - предшественников и современников И.С. Баха.
30.Назовите города, в которых жил и работал И.С.Бах.
31 .Основные сферы творческой деятельности И.С.Баха.
32.Основные жанры творчества И.С.Баха.
33.Жанр "Страстей" в немецкой музыке эпохи барокко и Страсти И. С. Баха.
34.Страсти и Мессы в творчестве Баха: сравните.
35.Инструментальные жанры в творчестве Баха.
36.Назовите жанры органной музыки И.С.Баха.
37.Назовите оркестровые произведения Баха. Каков состав барочного оркестра?
38.Что такое органная хоральная прелюдия?
39.Перечислите духовные жанры в творчестве Баха.
40.Что такое «клавир» и какие еще названия этого инструмента Вы знаете?
41.Что такое "Музыкальное приношение"?
42.Что такое "Искусство фуги"?
43.Что такое "Хорошо темперированный клавир"?
44.Что такое «Итальянский концерт»?
45.Что представляют собой «Гольдберг-вариации»?
46.Назовите сыновей И.С.Баха - также прославленных музыкантов своего времени.
47.В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
48.Назовите известные Вам оратории Г.Ф. Генделя. Какие темы и сюжеты типичны для ораторий Генделя?
49.В каких еще жанрах музыки эпохи барокко работал Гендель?
50.Черты стиля ораториального творчества Генделя.
3
Музыкальная культура эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) и барокко (XVII- первая половина XVIII вв.)
1. Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрождения.
Григорианскими называются культовые песнопения (хоралы) католического богослужения на латинском языке, узаконенные папской властью в VI-VII вв. Название было дано позднее по имени римского папы Григория Великого (540-604). Григорианский хорал - жанр анонимный, не авторский. Но именно Папе Григорию приписывают систематизацию и канонизацию хоралов. Им был составлен свод всех хоралов, так называемый «Антифонарий» папы Григория.
Григорианский хорал - ведущий жанр профессиональной музыки средневековья. Он представляет собой одноголосное песнопение для мужского хора без сопровождения. Одноголосие (монодия) в церковном пении отвечало установкам Отцов церкви: «Дух, умеряя голос каждого, из многих голосов составляет одну мелодию» (Иоанн Златоуст).
Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Святого Писания, прежде всего Псалтирь, жития святых, труды ранних Отцов Церкви. Круг образов григорианских хоралов - как в целом и всей последующей духовной музыки - определяется религиозной сферой и христианской системой ценностей. Это обусловило господство образов отрешённых, созерцательных, «неземных», определило специфическую эмоциональную «нейтральность» напева. Для него характерна строго диатоническая мелодия в небольшом диапазоне, плавное поступенное движение без скачков (распевание текста), опора на звукоряды диатонических семиступенных ладов - предшественников классического мажора и минора, ритмическая свобода — тесная связь напева с текстом. Характер музыки аскетичный, строго сосредоточенный, отрешенно созерцательный, молитвенный.
К XI веку процесс распространения григорианского пения в Италии, Франции, Испании был в основном закончен. Католическая церковь, утверждая свое абсолютное господство, стремилась унифицировать не только тексты, но и напевы хоралов. Академик Б.В.Асафьев характеризует григорианский хорал как «великолепно сконструированный кодекс богослужебной интонационной лирики».
Благодаря изобретению монаха из Ареццо Гвидо Аретинского (990 - 1050?), который ввел в употребление четырехлинейный нотный стан, письменная фиксация напевов становится более точной. Григорианское пение и в наши дни, в XXI веке, сохраняет основные черты, окончательно сформировавшиеся в X-XI веках.
4
В богослужебной и творческой практике наиболее типичны были три вида церковных песнопений:
Псалмодические - наиболее строгие и аскетичные (речитативные);
Гимнические - более распевные, мелодичные;
Мелизматические (или юбиляционные) - украшенные распевами, мелодиче скими вставками, так наз. тропами и секвенциями. Из средневековых сек венций до сего дня сохранила свою жизнеспособность секвенция Dies irae (День гнева).
Григорианский хорал стал основой формирования профессиональных жанров церковной музыки, сложившихся в позднем Средневековье - мессы и мотета. Практически вся многоголосная музыка, вплоть до высокого Возрождения (XV век), опиралась на хорал, строилась на присочинении контрапунктов к мелодии григорианского cantus firmus'a.
В мессах и мотетах эпохи Возрождения композиторы также использовали хоралы в качестве cantus firmus'a - «твердого напева».
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.