logo search
Annotatsia_Ranitsa_Bugasov

1.2 Общие сведения об авторе музыки

1 Общая характеристика эпохи:

Современный этап развития белорусского музыкального искусства в различных его жанровых составляющих берет свое начало в 70-х – 80-х гг. XX в., с появлением таких стилевых направлений, как неофольклоризм, постмодернизм и др. В музыковедческой литературе к сожалению панорама, составляющая современное хоровое композиторское творчество, не освещена подробно и отдельно. Однако можно определить несколько характерных тенденций развития современного отечественного хорового композиторского творчества, среди них:

- обращение к духовной тематике (православной и католической традиции) и жанрам (А. Бондаренко, О. Хадоско, И. Денисова, Л. Шлег, А. Литвиновский);

- неофольклорная «волна» (В. Кузнецов, С. Бугасов, А. Атрашкевич, Л. Захлевный);

- стремление к жанровой микстовости и цикличности;

- миниатюризация форм (камерность форм).

Белорусская хоровая музыка последней четверти XX столетия, как особый пласт национальной музыкальной культуры, явила собой художественно многоликое явление с философской многозначностью, драматургическим разнообразием, тематической, жанровой и стилистической неоднородностью.

Характерная черта современной хоровой музыки – поиск новых путей к обновлению хорового жанра, жанрово-стилевые преобразования, усиление связей со смежными видами искусства, привлечение в музыкальный язык элементов речи, симфонизация хоровой фактуры. Жанровое многообразие: хоры-картины, хоры-песни, хоры-гимны, хоры-баллады, хоры-поэмы. Стремление к цикличности (цикл, сюита, концерт, хоровые сборники).

Расширение образно-тематического содержания, утверждение идей духовного гуманизма обусловили обращение авторов к различным текстовым первоисточникам, использованных при написании хоровой музыки.

Литературные источники:

-канонические тексты;

-сочинения классической белорусской литературы (Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович);

- русская поэзия (А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет);

- современные авторы (М. Танк, П. Бровка, Коризна, П. Панченко);

- народные тексты.

Новое направление в рамках хоровой музыки a cappella – создание хорового стиля, основанного на творческом преломлении традиций фольклора и древнеславянского (церковного) пения (А. Мдивани, В. Кузнецов, А. Бондаренко), обращение к архаике.

Особенности преломления традиций православной и католической церковной музыки в творчестве А. Дмитриева, С. Бельтюкова, О. Залетнева, Л. Шлег, А. Литвиновского и др. Модификация средств выразительности, возрождение традиций православной певческой культуры с позиции современного музыкального мышления.

Новая трактовка фольклора: свободная трактовка первоисточника, углубление образного строя. Специфика решения народного элемента: через внутреннее восприятие атмосферы народного искусства, в отличие от конкретной фольклорной интонации, широко применимой в 60 – 70-ые годы. Данная тенденция ярко выразилась через специфику «театрализации» хорового искусства, в области которой появляются новые исследования и творческие подходы к воплощению различных сочинений как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Особенности хоровых циклов фольклорного направления: глубокое проникновение в национальную культуру, народный мелос (освоение глубинных пластов национального фольклора), широкое использование народных текстов (соединение народной поэзии с авторским музыкальным материалом), принципов сквозного развития, стремление к театрализации хорового сочинения (воспроизведение традиции живого действа с игрой, мимикой, жестами, введение в авторский текст обрядовых сцен из белорусского фольклора) и расширению его жанровых границ (создание новых жанровых образований), использование приемов народного исполнительства (воспроизведение исполнительской манеры и фонетических особенностей народной речи), сочетание народных ладогармонических, ритмических элементов с эстрадной музыкой, создание циклов для разных типов и видов хоров.

Новый интонационный строй: Н. Янкович, В. Дорохин, Г. Горелова, Г. Вагнер – «инструментальное» направление хоровой музыки, вокально-речевое интонирование. Конструктивное мышление: В. Кузнецов, В. Копытько.

Активное освоение новых композиторских техник, установление новых подходов к интерпретации национального фольклора (с конца 1980 – начала 1990-х годов). Влияние новаторского подхода на хоровую циклическую музыку: циклизация становится одним из основных принципов современной белорусской хоровой музыки (1980 – 2000-е годы). Сосуществование классических традиций (следование лучшим академическим традициям национальной белоруской хоровой музыки a cappella) и методов современного музыкального языка.

Обогащение циклических жанров за счет расширения и углубления сложившихся традиций: стремление к разнообразию и переосмыслению традиционной тематики (усиление эмоционального напряжения, углубление психологизма, сгущение контраста, подчеркивание глубины философского смысла, выстраивание ярко выраженной драматургической линии развития образа), использование оригинальных методов композиторского мышления (сонорная техника, применение оригинальных графических приемов, свободная хроматика, усложнение гармонии и ритмики, свободное развитие музыкальной формы).

Малые циклические формы – диптих и триптих: разнообразие тематики (патриотическая, философская, духовная, лирическая), использование принципа контрастного сопоставления художественных образов, прозаического текста, минималистический подход в выборе средств музыкальной выразительности, использование конструктивных приемов, требование сохранения общей идеи сочинения (невозможность разделения хоров при исполнении).

Особенности циклических сочинений белорусских композиторов на духовную тематику: жанровое разнообразие (концерты, кантаты, циклы, триптихи, диптихи), освоение ведущих стилевых моделей канонической музыки (знаменного распева, григорианского хорала и др.), использование традиционных форм (Литургии, Всенощного бдения, Мессы),создание крупных циклических опусов авангардного типа, применение принципа стилизации и новых подходов к формированию тематизма духовного цикла.

2 Общая характеристика творчества:

Сергей Иванович Бугасов родился 11 июля 1951 г. в поселке имени К. Маркса города Енакиева, Донецкая область (Украина). Окончил 9 классов средней и музыкальную школу по классу фортепиано в 1967 г. Поступил в Ворошиловское музыкальное училище на отделение хорового дирижирования, затем в Донецкий государственный музыкально-педагогический институт. Отлично окончив институт С. И. Бугасов с женой в 1976 г. приехал работать в Лидское музыкальное училище. С 1977 г. занимает пост заместителя директора по учебной части, преподает хоровое дирижирование. С 1979 г. по 1982 г. является руководителем смешанного хора Лидского музыкального училища. С 1979 по 1999 г. Работал с самодеятельным хором «Журавiнка». Этот коллектив побывал с концертами в Литве, Латвии, Украине, России. Написал учебную программу для ССУЗов «Обработка белорусской народной песни», которая была рекомендована для издания Министерством образования Республики Беларусь. 17 лет Сергей Иванович проработал заучем Лидского музыкального училища. Работал заместителем редактора в лидской газете «Прынёманскiя весцi». Сегодня активно работает с областными и республиканскими СМИ.

3 Подробная характеристика хорового творчества:

Композиторское наследие:

I обработки народных песен: «Прыйшла Каляда», «Ад панядзелка», «Ой ты поле маё», « Шумяць вербы», «Ой вецер вее» и др.

II детские песни: « Снег пушистый», «Щенок».

III произведения для смешанного хора a cappella 1) на канонические православные тексты : «Отче наш», «Единородный Сыне», «Рождество Твое» (тропарь Рождеству Христову), «Душе моя» (посвящается Н. В. Михайловой), «Трисвятое», «Видихом свет истины» и др.

IV на светские тексты: «Завiруха» сл. М. Богдановича, «Успамiны» сл. Н. Гилевича, «Рекрута» сл. С. Есенина (посвящается В. В. Ровдо).

V хоры с сопровождением «Мой край» сл. В. Вербы, «Реквием па кожнаму чацвёртаму» сл. А. Вертинского, «На куце» сл. Г. Бородулина и др.

VI хоры для однородного состава a cappella : цикл «4 поры года», «Барабан» сл. У. Матвиенко, «Ночь» сл. А. Фета, «Белая береза» сл. А. Бачилы, «Листобой» сл. М. Курилы, «Сонца на Купалу» сл. народные, «У вiшнёвым садочку», «Дзявочыя гаворкi» сл. народные.

В хорах С. И. Бугасова найдена гармония между современными фактурными приемами и классической уравновешенностью. Хоры «дышат» живым, натуральным развитием, особенной музыкальностью. В сочинениях представлен широкий диапазон тем, жанров, образно-драматургических решений – от канонических духовных и народных текстов до текстов классиков русской и белорусской поэзии (М. Богдановича, Г. Бородулина, С. Есенина и др.), широкое отражение находит так же и народная обрядность – особенно купальская.

В целом творчество выделяется общим национальным колоритом. Не обращаясь к цитированию народных напевов, он создает «фольклоризированный стиль в академической технике письма, который характеризуется мелодичностью развития, метроритмической свободой и разнообразием ритмических структур, включая и акцентное варьирование, являющиеся так же воплощением стиля народно-хоровой фактуры, использует принцип балладности»1[3. c. 2].

Стремление к театрализации формы, насыщение ее действенными элементами, возможно связано с большим опытом работы с народным хором, исполнительская специфика которого заключена в определенной театрализации исполняемых авторских сочинений или народных песен. Разнообразность хоровых составов, отличное владение специфики хоровой «инструментовки». Именно это обусловило репертуарность и востребованность его хоровых сочинений такими коллективами как государственный академический хор Белтелерадиокомпании (главный дирижер П. Н. Шепелев), Гродненская хоровая капелла (дирижер Л. Иконникова), Государственный камерный хор (дирижер И. В. Михайлова), молодежные хоры средних и высших учебных заведений страны.

Рассмотрев два изданных сборника сочинений С. И. Бугасова, следует отметить, что некоторые из сочинений были написаны (в 1 редакции) для однородного женского хора, а затем сделаны авторские переложения для смешанного хора.

Баллада – лирико-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифологического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. [4]

  1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА

    1. Содержание литературного текста

Содержание текста обусловлено комплектацией текстов купальских народных песен. Идея автора – славление праздника через его символику – солнце, урожай, вода, венки и др. Общее настроение произведения возвышенно-лирическое, с элементами стилизации протяжных народных песен, женских хороводных и славительных песен. «Авторский монтаж куплетов белорусских народных песен» [3. с 36]

Купалье – языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Отмечают Купалье в ночь с 23 по 24 июня католики, а с 6 по 7 июля – православные христиане. Однако в языческие времена разграничений в праздновании не было. Вышеуказанные даты в христианстве имеют совершенно другой смысл. В эти дни отмечают день рождения пророка Иоанна (Яна Предтечи или Иоанна Крестителя), который крестил в реке Иордан Иисуса Христа. Благодаря активной деятельности христианской церкви наряду с исконным названием Купалье, начали существовать и другие – Иван Купала (синтез языческого и христианского), Ян, Иванов день.

Этому празднику посвящено огромное количество песен, обрядов, преданий самого разного толка. От Коляд до Купалья солнце все время находится в стадии возрождения – увеличивается день, земля согревается. К этому времени выросли и отцвели на полях пшеница, гречка, просо, закончился приплод у животных. Наши предки в этот день старались отблагодарить Огонь, Воду и Землю за благодатные деньки, хороший урожай, охоту и удой у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Купалья показывали единение с природой.

Купалье начиналось со второй половины дня. Девушки собирали цветы и плели венки. Венок, или его символ, – один из главных элементов Купалья. С венками были связаны многие поверья. Место для проведения праздника должно было находиться либо на перекрестке дорог, либо около воды. Как только солнце садилось, зажигали «май» – сухие ветки, принесенные с каждого двора, которые вешали на Троицу в домах. Вокруг огня молодежь водила хороводы и пела купальские песни. Девушки пускали венки по воде. Существует легенда о том, что в купальскую ночь расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, будет самым счастливым человеком.

Праздник Купалье считается исконно белорусским, так как он особенно ярко празднуется именно на территории Беларуси. В соседних славянских странах Купалье так же считается языческим праздником, однако народные традиции именно Беларуси стали источником появления огромного числа обрядов, поверий, народно-музыкальных образов и тем. Главный смысл Купалья – очищение души и тела от всего темного и непонятного, от ненужных действий, от злости и несчастий.

    1. Строение литературного текста

А на Купалу сонца iграла, рана iграла сонца на Купалу. a

На добрыя годы, на цёплыя росы сонца iграла.

На авёс расiсты, ячмень каласiсты

На капусту белую, на грэчыху чорную, b

Жыта густое, зерне залатое.

На хлябы ураджаi, на вяселле у хаце,

Вянкi сплятала, у ваду пускала.

Папараць-кветку шукала.

Слыла Купала цяплом, дарыла дабром. c

Цябе Купала славу пяём.

А на Купалу сонца iграла, рана iграла сонца на Купалу.

Текст в силлаботонической системе. a , c – трехсложный размер с ударением на первый слог – дактиль (_ _ _ ), b – двухсложный размер с ударением на первый слог – хорей ( _ _ ).

    1. Степень соответствия текста и музыки.

В тексте присутствуют аллегории2: «сонца iграла», «слыла купала цяплом, дарыла дабром»; эпитеты1 : «цёплыя росы», «авёс расiсты», «зерне залатое».

Текст в большей степени соответствует музыке. В начале благодаря динамическим нюансам ярко рисуется картина купальского утра: от ppp постепенное crescendo через pp, p. На словах «сонца iграла» (17-18 т.) crescendo к f, diminuendo , фермата. Dolce (ит.-нежно, мягко), указанное композитором в начале партитуры, придает особую тонкость, задушевность.

Анализ разночтений с женским хором (приложение II):

В партитуре для женского хора присутствует ряд отличий: первоначальный темп Andantino , = 69, dolcissimo, в 9 т. Ritenuto, в 11 т. p, в 13-14 т. Crescendo; II ч начинается с Con moto leggiero, p, crescendo, 21 т. mp , 25 т. mf, 31 т. f, 39 т. Amoroso, poco a poco ritenuto, p, mp. 42 т. Con moto, crescendo, 45 т. – уходящий акцент. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что партитура для женского хора более разнообразна в темповом, динамическом отношении. Более доскональные оттенки и штрихи. Возможно это обусловлено тем, что композитор написал произведение (в 1 редакции) для женского состава хора, а в последствии сделал переложение для смешанного хора и включил сочинение в цикл «Купалле».

Эпитет (греч. Epitheton- приложенное) – образное определение. Под эпитетом мы понимаем художественное, образное определение, метафорическую характеристику лица, предмета, явления [1.C. 392].

2Аллегория(греч.Allos- иной,agoreuo- говорю) – иносказание; отдельное высказывание или цельное словесное произведение, буквальный смысл которого указывает на иной, скрытый (не выраженный эксплицитно) смысл[2.C. 15].

  1. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    1. . Анализ формы (жанр)

Форму первого плана можно определить как, вокально-строфическую, где каждой строфе поэтического текста соответствует свое мелодическое, интонационное, фактурное, гармоническое мышление, подчиненное тексту и единой композиторской структуре. Присутствует явная реприза, построенная на материале I части.

.

Схема структуры произведения:

А В С D Е А1

(10 т.) (8 т.) (12 т.) (13 т.) (4 т.) (10 т.)

Форму второго плана можно определить как сложную трехчастную.

I часть 1 раздел Andantino: поочередное вступление голосов, общее crescendо, небольшой «уход».2 раздел: полифоническое развитие (переклички голосов), экспозиция общего настроения.

II часть Leggiero начинает женская группа хора, затем присоединяется поочередно партия теноров, басов, общее crescendo и подход к генеральной кульминации (31-36 т.). Затем постепенный «уход».

III часть Tempo I отделена от II части ферматой на паузе. Реприза сокращенная, не точная.

Схема структуры произведения:

I часть II часть III часть

А В С D E А1

(10 т.) (8 т.) (12 т.)(13 т.) (4 т.) (10 т.)

Хоровой жанр – стилизация купальской народной песни.