4.2. Хоровой ансамбль
1) Метроритмический, темповый, агогический.
Следует контролировать соблюдение ритмического ансамбля. Дирижеру необходимо обратить внимание на такты с crescendo, которое встречается очень часто в данном сочинении(4 – 5, 16 – 17, 21, 23– 27, 31 – 32, 39, 44 – 45, 48 – 50, 52 – 53 т.), так как зачастую присутствует тенденция к ускорению. На границах между разделами следует уделить особое внимание на начало фраз – следует давать особо четкие ауфтакты, чтобы хор вступал вместе в новый темп. Следует обратить пристальное внимание на такты с ritenuto (36 – 38, 43, 46 – 47, 55 – 57 т.). При работе с хором для выработки единого метроритмического ансамбля следует применять упражнения с твердыми согласными, например: пропевать на «ку», «до», «ду», исполнять произведение с пульсацией (можно чередовать – один такт с внешней пульсацией, один такт – с внутренней).
При разучивании с хором произведение следует исполнять сначала molto ritmico и только после четкого закрепления можно применять некоторую метрическую свободу (агогику).
2) Динамический ансамбль
В зависимости от фактуры хорового произведения и тесситурных условий хоровых партий, присутствуют естественный и искусственный динамические ансамбли. В тактах с полифонической фактурой (11 – 13 т.), где поочередно вступает партия теноров, сопрано, альтов, следует внимательно прослушать (динамически выделить) тему.
Следует разнообразить нюансировку. Например, нюанс pp в произведении встречается довольно часто (1, 39, 44, 47 т.), так в 44 такте он должен быть наполненным, напряженным, с тенденцией к развитию, а в 47 т. на фермате pp должно быть спокойным, но на опоре. Особое внимание следует уделить кульминационному эпизоду (31 – 36 т.). Здесь в качестве упражнения следует отдельно прослушать пары голосов, выстроить их в динамическом ансамбле, затем подключить оставшиеся голоса.
Особое внимание следует уделить тактам с divisi в партии альтов (21, 43, 52 т.) выделить и отдельно прослушать эти голоса. Во 2 такте вступление женского хора должно быть намного тише, чем партии Б и Т, т.к. женская группа вступает в унисон и на слабую долю. В 6, 30 т. в партии Т проходящий звук делать более выразительным. Аналогичное место у партии А в 33 т.
В целом в произведении динамические изменения должны быть очень тонкими, прочувствованными, чтобы добиться эмоциональной отдачи у слушателя.
3) Артикуляционный ансамбль
В целом в сочинении следует добиваться предельного legato . Исключение составляет эпизод Leggiero . Там следует исполнять staccato con legato каждый звук ( ) для придания нужного характера и настроения, другими словами в практике используют выражение «маркировано», т.е. немного подчеркивая.
Артикуляционные цезуры: «iграла iграла»(7, 52 т. в партии S), «на авёс»(19 т.), «вяселле у хаце» (33-34 т.), «сплятала у ваду пускала»(37 т.).
Как яркий колористический эффект композитор применил glissando (ит. – скользя) в женских голосах. В произведении присутствует tenuto (ит. – выдерживая ноту) (24, 26, 43, 46 т.).
Как исполнительский прием возможно исполнение последнего такта (solo soprano) условно с использованием уходящего акцента ( ), но в медленном темпе это будет выражаться в динамическом спаде в рамках каждой отдельной доли.
4) дикционно-орфоэпический ансамбль
Особых дикционных трудностей в произведении нет. Динамические и тесситурные условия особенно влияют на дикцию. Характер певческой дикции тесно связан с жанром произведения, его характером, образно-эмоциональным строем.
Белорусский язык является очень мелодичным и удобным для исполнения1.В 19 – 24 т. следует добиваться утрированной дикции. Особой дикционной сложностью является словосочетание «папараць кветку» (на одну восьмую).
5) Тембровый ансамбль
В целом у хора должен быть бархатный, насыщенный мягкий тембр. У партии басов и альтов – более густой, плотный. У партии сопрано - более легкий, полетный, серебристый, изящный, прозрачный. На словах «сонца iграла» благодаря тембровой окраске должно создаваться впечатление переливов солнечных лучей (в чем помогают секунды в аккордах). В звучании женского хора больше игривого звона (более молодой тембр – 2 раздел). В кульминации тембр должен быть более насыщенным. В звучании партии Т с женским хором (37 – 38,43 т.) – светло, как бы «над женским хором». Во вступлении не тембристо, не давя на звук (как один из специальных приемов хоровой звучности). 55 т. партия басов должна петь не грузно. 57 т. в solo soprano должно быть смыкание «краев связок».
- 1.2 Общие сведения об авторе музыки
- 3.2. Анализ мелодии
- 3.3. Анализ метра и ритма
- 3.5.Анализ фактуры
- 3.6. Анализ гармонии
- 3.7.Анализ темпа и динамики
- 4.Вокально-хоровой анализ
- 4.1 Общий вокально-хоровой анализ
- 4.2. Хоровой ансамбль
- 4.3. Хоровой строй
- 5.Исполнительский анализ
- 5.1. Исполнительский план произведения
- 5.2. Особенности дирижерского жеста
- 6.Заключение
- 7.Библиография