logo search
Назарова В

16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.

21

На рубеже XVII-XVII1 вв. в неаполитанской оперной школе, в творчестве Алессандро Скарлатти (1660-1725) сложился тип оперы-seria - серьезной

оперы.

Opera-seria представляла собой высокую драму на античные или легендарно-истрические сюжеты. Она ориентировалась на аристократические вкусы и была искусством для образованных. Не стремясь воссоздать реальную жизнь, opera-seria опиралась на принцип драматической и музыкальной условности, идеали­зации и обобщения. Главный конфликт «серьезной» оперы - типичный для классической трагедии конфликт между долгом и чувством. Движущей пружи­ной действия является любовь, которая вступает в противоречие с нравствен­ным или государственным (воинским) долгом. Потому персонажи opera-seria -герои, боги или царственные особы - как идеальные герои - разрешают этот конфликт в пользу долга.

Либретто писались по строгим правилам галантного, придворно-аристократического искусства. Выдающимися либреттистами opera-seria были Апостоло Дзено (1668-1750) и Пьетро Метастазио (1698-1782). Они создали ряд превосходных в поэтическом отношении текстов опер, в которых с большим мастерством и одухотворенностью выражались сильные страсти, чувства и пе­реживания героев. На их многочисленные либретто написано множество опер и не только итальянцами, но композиторами других стран, вплоть до Глюка и Моцарта.

Opera-seria характеризовалась роскошными театрально эффектными, бли­стательными постановками. Огромные средства затрачивались на декорацион­ное оформление, сценические эффекты, приглашение выдающихся оперных певцов-кастратов.

Крупнейшими композиторами, работавшими в этом жанре, закрепившими оперный тип и музыкальный характер opera-seria были:

Никколо Порпора (1686-1768)

Леонардо Винчи (1690-1730)

Иоганн Адольф Хассе (1699-1783)

Томазо Траэтта (1727-1779)

Никколо Йоммелли (1714-1774)

Джузеппе Сарти (1729-1802)

Иоганн Кристиан Бах (1735-1782)

Антонио Лотти (1667-1740)

Антонио Сальери (1750-1825),

а также Гендель, Глюк, Моцарт.

Для „серьезной" оперы типично было условное „разделение" драмы и музыки. Драматическое действие сосредоточено в речитативах: их было два типа в opera-seria. Речитатив-secco («сухой»), т.е в сопровождении только кла­весина, представляет собой почти разговорную речь, но в условиях музыкаль­ной интонации. Другой - более сложный тип - речитатив-accompagnato ("ак-компанированный", т.е. в сопровождении оркестра) - в нем музыкальная дек-

22

ламация становится более выразительной, патетически приподнятой. Аккомпа-нированный речитатив, как правило, предшествует арии и выражает моменты напряжения в действии: волнение героя, душевные потрясения, необходимость принятия ответственных решений и т.п.

Речитативы связывают, так называемые, «оперные номера», т.е. арии, ан­самбли, хоры. Главное место в opera-seria занимали разнообразные арии, их было множество и они писались, в соответствии с канонами жанра, для каждого персонажа в строго нормированном количестве. Именно в ариях «серьезной» оперы воплощались обобщенные, типовые «аффекты» - состояния души, стра­сти, владеющие героями. Это могли быть героические, драматические, патети­ческие или - напротив - безмятежно-идиллические, пасторальные, жалобные и прочие типовые арии-амплуа. В неаполитанской opera-seria сложилась велико­лепная культура прекрасного пения - bel canto, основанного на плавном, мело­дически красивом ведении вокальной партии - кантилены. Окончательно закре­пилась и форма арии - типична была сложная трехчастная форма с контрастной серединой и точной репризой (так называемая «ария da capo»). Оперы Скарлат-ти предваряла трехчастная увертюра (быстро-медленно-быстро), ставшая об­разцом итальянской увертюры.

Характерной традицией opera-seria было господствующее положение на оперной сцене кастратов, сохранявших высокие голоса. Среди них было немало одаренных певцов (Фаринелли, Гваданьи и др.), голоса которых поражали со­временников необычной красотой, виртуозностью и силой. Но обычай этот был противоестественной условностью, выражавшейся, например в том, что героические роли полководцев или императоров исполнялись в регистрах, свойственных женским голосам, и были насыщены многочисленными виртуоз­ными вставками - колоратурами и трелями. Постепенное засилие певцов, стре­мившихся прежде всего к виртуозности и эффектности своих вокальных пар­тий, привело жанр opera-seria к кризису, утрате собственно драматической вы­разительности.

Выдающиеся оперные композиторы XVIII века, понимая условность и не­которые слабые стороны драматургии opera-seria, стремились преодолеть её ог­раниченность, насытить активным сценическим действием, повысить роль дру­гих оперных форм - ансамблей и хоров, драматизировать функцию оркестра. На этом пути велики заслуги Генделя, Йомелли, Траэтта. Г.Ф.Гендель, работая в жанре оперы-сериа в Италии, а затем в Англии, отвергал схематизм и услов­ность сюжетов, наполняя оперы глубоким драматическим содержанием, повы­шая, в частности, значение массовых хоровых сцен. Лучшие оперы Генделя не только проложили путь к его героическим ораториям на библейские сюжеты, но и подготовили оперную реформу Глюка, имевшую решающее значение в ис­тории opera-seria.