logo search
Назарова В

15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.

Опера, созданная в Италии в самом конце XVI столетия, очень скоро полу­чила широкое признание и распространилась не только по разным городам Италии, но и в разных странах.

Первой оперой, поставленной при дворе герцога в Мантуе с 1607 г., можно считать «Орфея» Монтеверди (его предшественники представляют собой dramma per musica).

В Риме - столице католического мира - опера развивалась под покровитель­ством семейства Барберини. Братья Барберини - кардиналы, племянники папы - меценаты и поклонники оперы, построили при своем дворце большой опер­ный театр. Римская опера - типично барочная опера: эффектно оформленная сценически, пышно декоративная, яркая и динамичная по сюжету и музыке, в которой большую роль начинают играть хоровые сцены, а также оркестровые «синфонии»-вступления. Сюжеты римской оперы носили назидательно-проповеднический характер и нередко имели клерикальную направленность. Представители римской оперной школы: Стефано Ланди, Антонио Аббатини, Лоретто Витториа - певец папской капеллы, автор либретто и музыки оперы

20

«Галатея», которую Р.Роллан назвал «совершенной по красоте музыки и по­эзии».

В 1637 году в Венеции открылся первый общедоступный оперный театр, билет в который мог купить каждый. Опера из элитарного, аристократического, салонного жанра превращается в открытый, демократический, быстро обрет­ший популярность и любовь слушателей. Это привело к повсеместному распро­странению оперных театров, которые часто строились вблизи крупных соборов и назывались их именами. Вершиной венецианской оперы является «Коронация Поппеи» К.Монтеверди (1642). Это первая историческая опера. Её сюжет заим­ствован из XIV книги «Анналов» (летописей) древнеримского историка Публия Корнелия Тацита. Действие оперы происходит в Древнем Риме времен Нерона и Сенеки, а действующими лицами выступают подлинные исторические персо­нажи.

Во второй половине XVII - начале XVIII века ведущей в Италии становится неаполитанская оперная школа (Франческо Провенцале, Алессандро Скарлат-ти), давшая миру жанр onepa-seria, серьезная опера.

Из Италии опера распространяется по Европе и уже в XVII веке в разных странах складываются свои национальные оперные школы. Наиболее устойчи­вая традиция сформировалась во Франции. Жан Баттист Люлли создал нацио­нальный вариант оперы под влиянием высокой трагедии французского класси­цизма XVII века (Пьер Корнель, Жан Расин), назвав её «лирическая трагедия». «Лирическая» означала «поющаяся». Композиционно оперы Люлли напомина­ли трагедии Корнеля и Расина, тоже состояли из пяти актов с прологом и апо­феозом. Основу лирической трагедии Люлли, а затем и его преемника Рамо, со­ставлял патетический, драматически насыщенный декламационный монолог. Оперных ансамблей в ней нет, зато характерной чертой является введение ба­лета. Люлли создал и классический тип французской увертюры с последова­тельностью разделов медленно-быстро-медленно.

Уникальным явлением музыкального театра в Англии является опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней» (на сюжет из «Энеиды» Вергилия), соединившая принципы итальянской оперы и французской лирической трагедии (Люлли) с традициями английского драматического театра. Однако Пёрселл, бывший ро­доначальником оперы в Англии, стал одновременно и её завершителем, по­скольку после его кончины развитие английской национальной композиторской школы прервалось вплоть до конца XIX века.

Единственная немецкая опера XVII века - «Дафна» Генриха Шютца не со­хранилась.