23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
«Страсти» — так называлось храмовое действо, содержание которого основано на евангельской истории последних дней земной жизни, страданий и смерти Христа. В церковном обиходе известно с IV века, первоначально в виде псалмодии (речитатива) на текст соответствующих глав Евангелия.
С начала XVI века жанр "Страстей" оформился в самостоятельное музыкальное произведение, в котором сольный речитатив (партия рассказчика -евангелиста) чередовался с хоровым пением, позднее - с включением протестантских хоралов.
В эпоху барокко в немецкой музыке распространился ораториальный тип «Страстей», включающий, как раньше, речитатив Евангелиста на точный евангельский текст, а также арии, ариозо, вокальные ансамбли, хоровые номера на свободный (так называемый, «мадригальный») текст, специально сочиняемый как «либретто» для каждого произведения, «Страсти» писали Г.Шютц, Р.Кайзер. Г.Ф.Телеман и другие предшественники и современники И.С.Баха.
29
Но вершиной в истории жанра явились «Страсти» Баха, созданные им в Лейпциге в период высшего расцвета творческой деятельности. Обновляя традиционный жанр, Бах придал ему колоссальный размах, используя большой исполнительский состав, а также необычайную глубину и силу воплощения высоко нравственной, духовной идеи - жертвенного подвига во имя спасения человечества от проклятия «первородного греха».
«Страсти» Баха - грандиозные произведения, обобщающие все сюжетные, стилевые и жанровые линии его творчества. В них - ключ к образности музыки Баха, его отношению в центральному тексту всей европейской культурной традиции - Евангелию. Основными в Страстях являются типичные для религиозного искусства темы: грех, предательство и раскаяние, смерть и утешение, любовь и сострадание, с потрясающей экспрессией воплощенные в гениальной музыке арий, хоров, хоралов. Но подобно картинам Матиаса Грюневальда и Альбрехта Дюрера духовные сочинения Баха, при всей их обобщенности и философской глубине, наполнены подлинно земным чувством, воплощают мысли и переживания человека. Глубоко гуманистическое содержание и высокие эти-ко-философские мотивы делают «Страсти» Баха бессмертными творениями, принадлежащими к величайшим сокровищам мировой художественной культуры.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.