logo search
Назарова В

23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.

«Страсти» — так называлось храмовое действо, содержание которого осно­вано на евангельской истории последних дней земной жизни, страданий и смерти Христа. В церковном обиходе известно с IV века, первоначально в виде псалмодии (речитатива) на текст соответствующих глав Евангелия.

С начала XVI века жанр "Страстей" оформился в самостоятельное музы­кальное произведение, в котором сольный речитатив (партия рассказчика -евангелиста) чередовался с хоровым пением, позднее - с включением протес­тантских хоралов.

В эпоху барокко в немецкой музыке распространился ораториальный тип «Страстей», включающий, как раньше, речитатив Евангелиста на точный еван­гельский текст, а также арии, ариозо, вокальные ансамбли, хоровые номера на свободный (так называемый, «мадригальный») текст, специально сочиняемый как «либретто» для каждого произведения, «Страсти» писали Г.Шютц, Р.Кайзер. Г.Ф.Телеман и другие предшественники и современники И.С.Баха.

29

Но вершиной в истории жанра явились «Страсти» Баха, созданные им в Лейп­циге в период высшего расцвета творческой деятельности. Обновляя традици­онный жанр, Бах придал ему колоссальный размах, используя большой испол­нительский состав, а также необычайную глубину и силу воплощения высоко нравственной, духовной идеи - жертвенного подвига во имя спасения человече­ства от проклятия «первородного греха».

«Страсти» Баха - грандиозные произведения, обобщающие все сюжетные, стилевые и жанровые линии его творчества. В них - ключ к образности музыки Баха, его отношению в центральному тексту всей европейской культурной тра­диции - Евангелию. Основными в Страстях являются типичные для религиоз­ного искусства темы: грех, предательство и раскаяние, смерть и утешение, лю­бовь и сострадание, с потрясающей экспрессией воплощенные в гениальной музыке арий, хоров, хоралов. Но подобно картинам Матиаса Грюневальда и Альбрехта Дюрера духовные сочинения Баха, при всей их обобщенности и фи­лософской глубине, наполнены подлинно земным чувством, воплощают мысли и переживания человека. Глубоко гуманистическое содержание и высокие эти-ко-философские мотивы делают «Страсти» Баха бессмертными творениями, принадлежащими к величайшим сокровищам мировой художественной культу­ры.