13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
Жанровая система барокко разительно отличается от Возрождения. Инструментальная музыка развивается очень бурно, сначала подражая вокальной, а затем формируя самостоятельные инструментальные жанры. Таким образом, музыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы:
вокально-инструментальные: опера, оратория, кантата, месса, страсти;
чисто инструментальные: соната (трио-соната и сольная скрипичная сона та), сюита и концерт (concerto grosso и сольный концерт).
Развитие инструментальной музыки начиналось с подражания вокальной -переложения для инструментов мотетов, мадригалов, канцон, даже отдельных частей месс. Важнейшим завоеванием инструментализма в эпоху барокко было формирование собственно инструментального тематизма и сложение цикла -все названные инструментальные жанры являются циклическими (многочастными).
Важным стимулом развития инструментальной музыки стала такая новая форма музицирования, как церковные концерты, в которых исполнялась не только духовная, но и светская музыка. Концерты устраивались в помещении церквей и соборов по воскресным дням после службы.
Основными инструментами были клавишные: орган (в церкви) и клавесин (в салонах и концертных залах), а также струнные: лютня, семейство виол, впоследствии - скрипка.
Крупнейшие органисты XVII века: итальянец Джироламо Фрескобальди (1583-1643) и его немецкий ученик Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667), а также нидерландский композитор Ян Питер Свелинк (1562-1621). Особенно интенсивно органная музыка развивалась в протестантской Германии. Представители немецкой органной школы - предшественники И.С.Баха: Фробергер, Па-хельбель, Букстехуде, Бём, Шютц, Шейдт и другие.
Ведущие жанры органной музыки: канцоны, токкаты и фантазии, пассакалии и чаконы, ричеркары, хоральные обработки, сонаты и концерты. Основным жанром полифонии свободного стиля становится фуга. Фуга - форма основанная на имитации (подражании), слово «фуга» по-итальянски означает «бег»: имитирующие голоса как бы догоняют друг друга. Как высшая полифоническая форма фуга синтезирует приемы имитационной полифонии с закономерностями гармонии на основе формирующейся в эпоху барокко мажоро-минорной ладовой системы. Фуги писались для разных инструментов и инструментальных ансамблей, были самостоятельными пьесами (чаще в «микроцикле» с прелюдией или токкатой - известная токката и фуга Баха ре минор для органа) или входили в состав инструментальных циклов: сонат, сюит, концертов.
18
Сюита (франц. в переводе: «ряд», «чередование», «последовательность») представляет собой цикл танцевальных пьес, иногда предваряемый прелюдией или увертюрой, а также включающий нетанцевальные части (арии, фуги). Чередование пьес в сюите основано на принципе контраста - темпа, характера движения, метра, размера, но при обязательном единстве тональности. Наиболее ранний вид инструментальной сюиты включал два танца, популярных в Европе в XVI веке: павана (торжественный, плавный, четырехдольный танеп) и гальяр-да (оживленный трехдольный танец с прыжками). Классическая сюита включает четыре танца: неторопливую немецкую аллеманду, подвижную французскую куранту, медленную и торжественную испанскую сарабанду и в качестве финала - стремительную английскую жигу.
Во второй половине XVII века в творчестве мастеров болонской школы (Витали, Корелли, Торелли, Страделла, Локателли, Джеминиани, Тартини и др.) на основе принципа ансамблевого инструментализма складываются два важнейших барочных жанра: трио-соната и concerto grosso. Родоначальником этих жанров называют выдающегося скрипача и композитора XVII века Арканджело Корелли (1653-1713).
Соната (от слова «звучать», переводится как «звучащая») - жанр необычайно распространенный в инструментальной музыке от XVII века до нашего времени. Трио-сонатой первоначально назывался потому, что предшественницей сольной сонаты была именно ансамблевая соната для трех голосов (или партий), из которых два верхних (например, две скрипки, или флейта и скрипка) развивались имитационно, а нижний, записанный как цифрованный бас, образовывал гармонический фундамент и исполнялся струнным басом (виола да гамба) и клавесином, расшифровывающим аккорды.
Другим важнейшим принципом инструментальной музыки эпохи барокко был принцип концертирования. Концерт (от итал. concerto - «созвучие», «согласие») - как самостоятельный новый инструментальный жанр, ярко выявляющий светский характер, вобрал в себя все специфические черты концертного принципа. Концертирование - это тип музицирования, основанный на игре, соревновании, соперничестве разных инструментов, партий, голосов, исполнительских групп.
Барочный концерт, так называемый, «concerto grosso» - циклическое произведение для струнного оркестра с клавесином (чембало), из состава которого выделяется солирующая группа (ансамбль солистов), называемая concertino. На контрастном сопоставлении камерного звучания concertino и всего состава concerto grosso строилось развитие в этом жанре, максимально использующем виртуозные возможности исполнителей. Коренной признак concerto grosso -радость коллективного музицирования, «дружная совместность интересов» (Б.В. Асафьев).
Принципиально новыми явились в нем приемы мотивной разработки, заменившие вариационный метод развития тематизма, и гомофонно-гармоническая фактура, вытеснившая имитационно-полифоническую технику. Concerto grosso,
19
как типично барочный жанр ансамблевого музицирования, достиг кульминации в творчестве А.Вивальди, Баха и Генделя и уступил место сольному инструментальному концерту в эпоху классицизма.
Жанр Concerto grosso и определившийся в результате его развития исполнительский аппарат стали тем исторически значимым пунктом, от которого разойдутся дальнейшие пути инструментальной музыки: один вел к симфонии и симфоническому оркестру (интенсивное развитие тематизма, углубление контрастности, ведущее к симфоническому циклу, тембровое расширение и количественное увеличение состава). Другой, связанный с дальнейшей индивидуализацией солирующего голоса, - к сольному концерту в творчестве классиков и романтиков.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.