logo search
Назарова В

13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.

Жанровая система барокко разительно отличается от Возрождения. Инстру­ментальная музыка развивается очень бурно, сначала подражая вокальной, а за­тем формируя самостоятельные инструментальные жанры. Таким образом, му­зыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы:

Развитие инструментальной музыки начиналось с подражания вокальной -переложения для инструментов мотетов, мадригалов, канцон, даже отдельных частей месс. Важнейшим завоеванием инструментализма в эпоху барокко было формирование собственно инструментального тематизма и сложение цикла -все названные инструментальные жанры являются циклическими (многочаст­ными).

Важным стимулом развития инструментальной музыки стала такая новая форма музицирования, как церковные концерты, в которых исполнялась не только духовная, но и светская музыка. Концерты устраивались в помещении церквей и соборов по воскресным дням после службы.

Основными инструментами были клавишные: орган (в церкви) и клавесин (в салонах и концертных залах), а также струнные: лютня, семейство виол, впо­следствии - скрипка.

Крупнейшие органисты XVII века: итальянец Джироламо Фрескобальди (1583-1643) и его немецкий ученик Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667), а так­же нидерландский композитор Ян Питер Свелинк (1562-1621). Особенно ин­тенсивно органная музыка развивалась в протестантской Германии. Представи­тели немецкой органной школы - предшественники И.С.Баха: Фробергер, Па-хельбель, Букстехуде, Бём, Шютц, Шейдт и другие.

Ведущие жанры органной музыки: канцоны, токкаты и фантазии, пассака­лии и чаконы, ричеркары, хоральные обработки, сонаты и концерты. Основным жанром полифонии свободного стиля становится фуга. Фуга - форма основан­ная на имитации (подражании), слово «фуга» по-итальянски означает «бег»: имитирующие голоса как бы догоняют друг друга. Как высшая полифоническая форма фуга синтезирует приемы имитационной полифонии с закономерностя­ми гармонии на основе формирующейся в эпоху барокко мажоро-минорной ла­довой системы. Фуги писались для разных инструментов и инструментальных ансамблей, были самостоятельными пьесами (чаще в «микроцикле» с прелюди­ей или токкатой - известная токката и фуга Баха ре минор для органа) или вхо­дили в состав инструментальных циклов: сонат, сюит, концертов.

18

Сюита (франц. в переводе: «ряд», «чередование», «последовательность») представляет собой цикл танцевальных пьес, иногда предваряемый прелюдией или увертюрой, а также включающий нетанцевальные части (арии, фуги). Чере­дование пьес в сюите основано на принципе контраста - темпа, характера дви­жения, метра, размера, но при обязательном единстве тональности. Наиболее ранний вид инструментальной сюиты включал два танца, популярных в Европе в XVI веке: павана (торжественный, плавный, четырехдольный танеп) и гальяр-да (оживленный трехдольный танец с прыжками). Классическая сюита включа­ет четыре танца: неторопливую немецкую аллеманду, подвижную французскую куранту, медленную и торжественную испанскую сарабанду и в качестве фина­ла - стремительную английскую жигу.

Во второй половине XVII века в творчестве мастеров болонской школы (Ви­тали, Корелли, Торелли, Страделла, Локателли, Джеминиани, Тартини и др.) на основе принципа ансамблевого инструментализма складываются два важней­ших барочных жанра: трио-соната и concerto grosso. Родоначальником этих жанров называют выдающегося скрипача и композитора XVII века Арканджело Корелли (1653-1713).

Соната (от слова «звучать», переводится как «звучащая») - жанр необычай­но распространенный в инструментальной музыке от XVII века до нашего вре­мени. Трио-сонатой первоначально назывался потому, что предшественницей сольной сонаты была именно ансамблевая соната для трех голосов (или пар­тий), из которых два верхних (например, две скрипки, или флейта и скрипка) развивались имитационно, а нижний, записанный как цифрованный бас, обра­зовывал гармонический фундамент и исполнялся струнным басом (виола да гамба) и клавесином, расшифровывающим аккорды.

Другим важнейшим принципом инструментальной музыки эпохи барокко был принцип концертирования. Концерт (от итал. concerto - «созвучие», «со­гласие») - как самостоятельный новый инструментальный жанр, ярко выяв­ляющий светский характер, вобрал в себя все специфические черты концертно­го принципа. Концертирование - это тип музицирования, основанный на игре, соревновании, соперничестве разных инструментов, партий, голосов, исполни­тельских групп.

Барочный концерт, так называемый, «concerto grosso» - циклическое произ­ведение для струнного оркестра с клавесином (чембало), из состава которого выделяется солирующая группа (ансамбль солистов), называемая concertino. На контрастном сопоставлении камерного звучания concertino и всего состава concerto grosso строилось развитие в этом жанре, максимально использующем виртуозные возможности исполнителей. Коренной признак concerto grosso -радость коллективного музицирования, «дружная совместность интересов» (Б.В. Асафьев).

Принципиально новыми явились в нем приемы мотивной разработки, заме­нившие вариационный метод развития тематизма, и гомофонно-гармоническая фактура, вытеснившая имитационно-полифоническую технику. Concerto grosso,

19

как типично барочный жанр ансамблевого музицирования, достиг кульминации в творчестве А.Вивальди, Баха и Генделя и уступил место сольному инструмен­тальному концерту в эпоху классицизма.

Жанр Concerto grosso и определившийся в результате его развития исполни­тельский аппарат стали тем исторически значимым пунктом, от которого ра­зойдутся дальнейшие пути инструментальной музыки: один вел к симфонии и симфоническому оркестру (интенсивное развитие тематизма, углубление кон­трастности, ведущее к симфоническому циклу, тембровое расширение и коли­чественное увеличение состава). Другой, связанный с дальнейшей индивидуа­лизацией солирующего голоса, - к сольному концерту в творчестве классиков и романтиков.