О механизме дирижерского воздействия
Механизм дирижерского воздействия можно объяснить следующей схемой. Музыкальные представления, возникающие в сознании дирижера в момент руководства исполнением, вызывают у него соответствующие двигательные ощущения и на их основе выразительные жесты технического и образного характера. Можно сказать: музыкальные ощущения (вызываемые музыкальными представлениями) через двигательные (мышечные) ощущения трансформируются в выразительные жесты. Жесты эти понимаются исполнителями в силу общности закономерностей музыкального исполнительства и соответственным образом воздействуют на их сознание.
Таким образом двигательные ощущения оказываются связующим звеном между сознанием дирижера, его музыкальными представлениями и жестом, воздействующим на исполнителей. Как видим, механизм дирижерского воздействия как будто бы очень прост. Тем не менее не каждый дирижер в состоянии влиять на художественную сторону исполнения, а порой он не справляется даже с ансамблем, совместностью игры музыкантов.
Совершенно очевидно, что способность дирижера трансформировать музыкальные представления в выразительные жесты зависит как от яркости и активности музыкальных представлений, так и от развитости двигательных ощущений. Здесь обнаруживается одна из наиболее сложных и загадочных проблем дирижерского искусства.
Какими должны быть музыкальные представления дирижера, чтобы они могли оказывать влияние на его двигательные ощущения, которые и трансформировали бы музыкальные представления в выразительные жесты, оказывающие воздействие на процесс исполнения? И второе: в каком направлении и какими методами нужно развивать двигательные ощущения, чтобы они могли «улавливать» содержание музыкальных представлений дирижера и трансформировать их в соответствующие активные действия, направленные на руководство исполнением?
Мы уже указывали: музыкальные представления дирижера должны быть чрезвычайно активны, образны и динамичны. Вместе с тем музыкальный материал может
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ