Язык и музыка
Вряд ли мы когда-нибудь задумываемся о свойствах самого удивительного, самого совершенного явления, созданного человечеством за время его существования, — о языке. Именно язык превратил животное в человека, дал ему разум, средство общения и созидания. Из-за самых казалось бы незначительных изменений звука меняется смысл выраженного в слове понятия. Слова стол, стул, стон, стог, стоп очень близки по своему звучанию, но совершенно различны по значению. И так — в каждом языке. Но это лишь самая малая особенность языкового общения. Наиболее значительные и существенные изменения содержания возникают в результате словосочетаний. «Я не хочу... работать, уезжать, оставаться, страдать, любить» и т. д. Все это разные понятия, разные выражения чувств и желаний человека, хотя все они начинаются одними и теми же словами «я не хочу». Обратим внимание на то, что, говоря первые слова, человек уже имеет определенное эмоциональное и волевое состояние. Еще не произнесены последние, определяющие намерение слова, но начало фразы уже эмоционально окрашено, подчинено смыслу дальнейшего высказывания. Отношение человека к высказыванию отражается в его интонации, в динамике произношения, в силе голоса и прочих свойствах речи (артикуляции). Но, разумеется, главное — в самом содержании слов. Суровый приговор можно произнести тихо, но от этого он не становится менее значительным.
Язык музыки — это тоже создание человека, может быть еще более удивительное. Человек в процессе музыкальной деятельности, практики звукосложения и исполнения открыл как бы «заложенные» в музыкальном искусстве закономерности — ладовые тяготения, гармонические функции, мотивную ритмику и т. д. Он изобрел инструментарий и приспособил его к требованиям музыкального искусства.
Не будем вдаваться в рассмотрение проблем происхождения музыки. Нам важно подметить лишь то, что вначале она была связана с религиозным культом, а также с выражением человеческих эмоций. Разные сочетания интервалов, разная ритмика, а позже и гармония выражают различные чувства — печаль, радость и т. д. Все зависит от сочетания звуков — совсем как в человеческом языке. Стоит в мелодии изменить одиндва звука, и ее эмоциональное содержание изменяется, приобретает иной характер. Причем так же, как и в языке, осознание первых звуков, их эмоциональное восприятие зависят от того, что будет в дальнейшем развитии. Вот почему повторное восприятие музыки, когда мы мысленно соотносим прозвучавшее и звучащее в будущем, производит большее впечатление, чем самое первое прослушивание. (Повторность мелодического материала — основа композиционной структуры классической музыки.) И все же интонация произнесения фразы играет существенную роль. От интонации иногда совершенно меняется содержание высказывания. Так, например, слова «мой милый» могут иметь прямо противоположное значение в зависимости от того, как они произнесены. Это может быть ласка, угроза, презрение, восторг и пр.
Язык музыки нельзя отождествлять со словесным языком. Можно сказать, что музыка что-то выражает, но не определяет, не передает определенного содержания, смысла. И все же музыка как своеобразный язык имеет некие точки соприкосновения с языком словесным. Музыкальный язык имеет свою «грамматику», нарушение которой приводит к бесформенности. Мотивная структура напоминает ритмические структуры стихосложения — ямб, хорей, амфибрахий и пр. Характер, динамика развития фразы во многом определяют ее музыкальное содержание, музыкальный образ.
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ