logo
Мусин - Язык дирижерского жеста

Характер функционирования уровней дирижирования

Хотя каждый из уровней выполняет специфические функции, все они, будучи связаны друг с другом, образуют единое целое. Каждый из уровней связан с другим, переходит в другой, они дополняют друг друга. Функции и смысл технических и выразительных средств каждого из уровней раскрываются, становятся более понятными и содержательными в результате сочетания с другими уровнями. Между ними нельзя установить резкие границы, поскольку они взаимодействуют в единстве, направлены на одну конечную или частную цель.

Каждый из уровней можно дополнительно подразделить на составляющие его подуровни. Вместе с тем отдельные уровни по некоторой общности выполняемых ими функций можно объединить в блоки. Так, например, первый уровень можно объединить со вторым, третий с четвертым, пятый с шестым и седьмым.

Вто же время уровни не только взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, но и (что весьма существенно) находятся как бы в конфликтных отношениях, вступают в противоречия друг с другом.

Уровни находятся в некотором иерархическом соподчинении. Каждый из последующих уровней, опираясь на предыдущий, выполняет в руководстве исполнением более сложные и дифференцируемые функции, обогащая тем самым средства мануального руководства исполнением. Каждый из последующих уровней дает дирижеру возможность руководить более конкретно и выразительно.

Иерархическая последовательность уровней характеризуется постепенным переходом от выполнения чисто технических функций к художественным, от руководства ансамблем к руководству выразительной стороной исполнения.

Одновременно возрастает и сложность овладения средствами каждого из последующих уровней. Это утверждение, правда, несколько условно. Соответственно тем или иным данным обучающегося, его темпераменту, знаниям, предшествующему исполнительскому опыту более трудными для него могут показаться разные уровни, и это говорит о том, что для каждого уровня необходимы специальные задатки, способности и психофизические качества.

Втакой же степени каждый из более высоких уровней требует наличия все большего объема знаний и исполнительских навыков. Кроме того, весьма существенна направленность самих навыков и знаний. Так, например, исполнительские навыки пианиста, скрипача, а в особенности исполнителя на духовых инструментах совершенно различны и в разной степени содействуют приобретению дирижерских средств управления. Несомненно, известную роль играет также и определенность знаний и навыков. Так, например, дирижер должен не только уметь анализировать форму произведения, партитуру и т. д., но и обладать способностью видеть и чувствовать образность музыки, характер развития музыкальной ткани и многое другое. Об этом мы уже упоминали.

Что же касается особых задатков и личностных качеств обучающегося, то они особенно необходимы для овладения последними уровнями. Здесь волевые качества, темперамент, специфические черты характера (особенно — импульсивность) имеют, пожалуй, еще большее значение, чем знания. Можно отлично понимать, как надо исполнять произведение, но не иметь необходимых волевых качеств для действенной реализации замысла. Примеры подобного рода можно наблюдать очень часто.

Впротивоположность этому средства третьего и четвертого уровней опираются больше всего на знания, понимание структуры произведения, понимание логики развития музыкальной ткани и формы произведения.

И только первый уровень, несмотря на чрезвычайную свою важность как опоры всего построения дирижерской техники, меньше всего нуждается в каких-либо