Роль двигательных ощущений
До сих пор полагают, что неспособность некоторых музыкантов освоить привлекательное для них искусство дирижирования объясняется только отсутствием специфических дирижерских данных, и прежде всего — волевых качеств. Однако примеры показывают, что, даже обладая волевыми качествами, некоторые дирижеры не только не могут передать музыкантам свои исполнительские намерения, но даже не в состоянии устанавливать ансамбль исполнения, руководить его ритмической стороной. (В подобных случаях говорят о «неудобных» руках, об отсутствии развитой техники и пр.)
Мы упомянули о единичном примере трудностей в овладении искусством дирижирования, но на самом деле факторов, препятствующих освоению средств управления исполнением, чрезвычайно много. Напрашивается следующая мысль: если приемы дирижирования осваиваются некоторыми музыкантами с трудом, а освоенные часто не приводят к положительным результатам, то, очевидно, причина этого — в тех ощущениях, которые лежат в основе движений мануальной техники. И действительно, можно привести немало примеров, когда для выполнения казалось бы несложных действий необходимы особо развитые двигательные ощущения. Что может быть проще, чем встать на натянутую проволоку и пройтись по ней? Очень ли сложные движения нужно делать руками, для того чтобы жонглировать пятью-шестью предметами? Насколько движения скрипача или пианиста кажутся сложнее, требуют большей точности
икоординированности? Однако на самом деле искусство жонглера, так же как и умение балансировать на проволоке, требует длительнейшей тренировки, упорного труда.
То же самое можно сказать и об искусстве дирижера. Движения его в корне отличаются от движений инструменталиста. В каком-то отношении они проще, в каком-то
— сложнее. Соответственно этому они требуют и иных, особых, специфических двигательных ощущений. Вряд ли нужно ставить вопрос о том, какие ощущения сложнее
итоньше — инструменталиста или дирижера? Можно лишь сказать, что, несмотря на наличие некоторых точек соприкосновения, ощущения дирижера в основном совершенно иные и отличаются большим разнообразием, а также и большим количеством источников своего происхождения. Однако роль этих ощущений в дирижировании до сих пор не осознана, поэтому развитию их и не уделяется достаточного внимания. А между тем несомненно ключ к пониманию всего существа дирижерского искусства именно в уяснении роли и значения двигательных ощущений. Ведь и волевые качества, и какие-то специальные дирижерские способности проявляются только через движения, действия дирижера, следовательно, связаны с ними посредством двигательных ощущений. Говоря об этом, мы отнюдь не умаляем роли и других форм проявления волевых качеств — мимики, выразительного положения корпуса и т. д.
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ