Об общении дирижера с оркестром
Впроблеме этой можно наметить два аспекта: поведение дирижера, его форма общения с музыкантами и самое важное — характер средств воздействия на исполнителей.
Вобщении с людьми проявляются характер человека, его волевые качества. Один требователен, настойчив, но груб и несдержан. Другой столь же требователен, но тактичен
ине способен оскорбить кого-либо из подчиненных. Третий, обладая мягким характером, в то же время строг как к себе, так и к подчиненным. Но мягкость характера может проявляться и в уступчивости, нерешительности и прочих качествах слабоволия. Все указанные (конечно, лишь главные) качества проявляются и в деятельности дирижера.
Дирижер завоевывает авторитет у оркестра не своим «важным» видом и поведением, не властью, данной ему кем-то, а только своей работой, своими музыкальными качествами. Это надо твердо знать молодому дирижеру. Он не должен разыгрывать роль начальника, командующего. Ему следует помнить, что он лишь участник коллектива, призванного осуществить исполнение музыкального произведения. Ему поручена роль руководителя исполнением как человеку, умеющему дирижировать, как интерпретатору. Он может быть требовательным руководителем, но отнюдь не начальником, «повелителем». Его требования должны исходить как бы от самого автора: «Вот так указал автор, и я лишь выполняю его волю». В этом — подтекст всех указаний дирижера. Он не должен критиковать исполнение музыкантом его партии, а просто поправлять его, предлагать способы улучшения.
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ