В защиту техники дирижирования
На первый взгляд может показаться странным, что мы выступаем в защиту техники дирижирования. Каждый музыкант, на каком бы инструменте он ни играл, понимает, что без техники невозможно полное владение инструментом. По существу, весь процесс обучения состоит в освоении техники владения инструментом. Под техникой надо подразумевать не скорость и ловкость игры на инструменте, а овладение всей совокупностью средств полноценного воплощения музыкального произведения. Напомним, что техника необходима и балетному артисту, и актеру, и живописцу, и композитору. И все стараются как можно больше уделять времени работе над совершенствованием своей техники. Один выдающийся французский живописец говорил: если у вас есть техника на сто франков, купите еще на пять су.
Почему же только со стороны дирижеров мы встречаем пренебрежительное отношение к технике, а порой и прямое ее отрицание? Происходит это по различным причинам.
Первая причина — это непонимание назначения, содержания и возможностей техники дирижирования. Под техникой часто понимают умение показать перемену темпа, дать вступление тому или иному инструменту, показать фермату, снятие звука. Некоторые дирижеры доводят эти, по существу, чисто прикладные стороны деятельности дирижера до виртуозности, бравируя ею и срывая аплодисменты невзыскательных слушателей. Надо понимать, что от того, что дирижер будет виртуозно показывать все вступления, исполнение не улучшится.
Вторая причина — неспособность дирижера овладеть подлинной выразительной техникой дирижирования. Самое большее, чем он может овладеть, — это тактирование.
Здесь надо также иметь в виду различные обстоятельства. В одном случае дирижер не может овладеть подлинной техникой из-за отсутствия способностей; к тому же он еще и немузыкален. Такому человеку противопоказано заниматься дирижированием.
Другой случай — когда дирижер добивается высокого качества исполнения исключительно в процессе репетиционной работы. Во время же концертного выступления он ограничивается минимальными жестами, показывающими темпы и их изменения. Про такого дирижера неискушенные слушатели говорят: «Как замечательно дирижер владеет оркестром, добивается успешного исполнения минимальными жестами». Подобными средствами управления пользуются в основном главные дирижеры, имеющие неограниченные возможности в количестве репетиций. Среди дирижеров-гастролеров подобных примеров мы не встретим. Гастролер должен все свои исполнительские намерения доводить до оркестра средствами мануальной техники.
И наконец, третий случай — отсутствие понимания, как именно следует развивать технические средства дирижирования.
Это, конечно, самый важный вопрос в обучении дирижированию. Инструменталист работает над техникой, над освоением произведения, слыша результат своих действий. Но как в домашних условиях развивать какие бы то ни было мануальные средства, не слыша и не ощущая результата своих действий? По этой причине молодые дирижеры либо не занимаются развитием мануальных средств, либо делают это
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ