Что снижает выразительность дирижирования
В многочисленных руководствах и учебниках по дирижированию даются рекомендации относительно освоения приемов дирижерской техники. Естественно, в них нет единообразия: каждый автор дает свои советы, предлагает свою методику овладения техникой дирижирования. Также естественно, что каждый обучающийся освоит предлагаемые приемы по-своему, соответственно своим индивидуальным качествам. В практической деятельности, исходя из условий дирижирования эти приемы будут как-то изменяться.
Наряду с рекомендациями и объяснениями способов выполнения приемов дирижирования следует указать и на то, что снижает выразительность дирижирования, приводит к ошибкам и дефектам дирижирования. Следует указать на то, что дирижер не должен делать, указать, какие ошибки он может допустить в результате невнимательности и неопытности.
Прежде всего, укажем главный недостаток, главную ошибку дирижера, снижающую выразительность дирижирования. Объяснить существо такого недочета чрезвычайно трудно. Недостаток этот выражается в формальном дирижировании, отсутствии исполнительской активности. Что это значит?
Каждый музыкант в момент игры испытывает определенные исполнительские ощущения. Это проявляется в динамике движений, в определенном исполнительском увлечении, в желании более ярко воспроизвести каждую фразу произведения. Все это отражается на двигательных ощущениях музыканта, что в конечном счете и порождает соответствующие игровые движения, исполнительские действия.
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ