«Не мешай!»
Основной тезис клятвы Гиппократа — «не навреди», будучи перефразированным, может быть применен по отношению к молодым дирижерам. «Не мешай» — вот что должен прежде всего усвоить молодой дирижер. К сожалению, это требование познается лишь в практической работе с оркестром, в мучительных поисках более удобных средств для управления исполнением. Мы попытаемся объяснить молодому дирижеру, как избежать технических приемов, мешающих исполнению, затрудняющих процесс управления оркестром.
В руководствах по дирижированию обычно указывается, как, каким приемом следует показывать тот или иной исполнительский элемент, метр, темп, динамику, артикуляцию, но не говорится о том, чего не должен делать дирижер, каким образом не мешать исполнителям. И вообще молодой дирижер даже не имеет представления о том, что его действия могут активно мешать исполнению, дезориентировать его. Желая исправить возникающий недочет в исполнении, он делает замечания, повторяет неудающееся место произведения, но не всегда достигает положительных результатов. А причина ошибки — не музыканты, а сам дирижер.
Не претендуя на последовательность изложения, попробуем указать на то, чего не следует делать дирижеру. Чтобы избежать собственных ошибок, нужно знать об их возможности.
Дирижер должен руководить исполнением, активно вести исполнителей. Это положение усваивается с самого начала обучения. Но дирижер не всегда осознает то, что, руководя исполнением, он должен одновременно подчиняться тому, что в данный момент происходит в исполнении, как музыканты реагируют на его жесты. Все недоразумения и ошибки происходят именно потому, что дирижер игнорирует это важнейшее положение
— краеугольный камень дирижерского искусства.
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ