Музыкальная память
Развитая память — качество весьма важное и ценное для каждого музыкантаисполнителя. Важна она и для дирижера, хотя, может быть, и не в такой степени, как для инструменталиста. Каждый исполнитель-инструменталист обязан помнить большое количество исполняемых им концертных программ. Дирижеру же не обязательно дирижировать наизусть; если он не полагается на свою память, то может дирижировать по партитуре. Кроме того, дирижировать наизусть и играть наизусть — не одно и то же. Если из памяти дирижера выпал какой-то отрезок музыки, оркестр своим исполнением «подскажет» ему то, что он забыл. (Разумеется, дело не всегда может кончиться столь просто, забывчивость в некоторых сложных по ритму произведениях может повести и к катастрофе.)
Так же как и острый слух, блестящая память, которую демонстрирует дирижер, вызывает восхищение оркестра. Однако это качество не является признаком дирижерских способностей. Память весьма облегчает работу дирижера, позволяет выучивать произведение в наиболее короткий срок, дает возможность дирижировать наизусть, что способствует большей непосредственности общения дирижера с исполнителями, большей выразительности дирижирования.
Однако выдающаяся память может оказаться качеством, отрицательно влияющим на работу дирижера, в особенности в период обучения. В чем это выражается? Известно, что когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо наизусть, он проявляет определенную активность, мобилизует свое внимание. Так, например, для того чтобы запомнить страницу партитуры, дирижер внимательно всматривается в нотный текст, сравнивает Данное место с ему подобными, сравнивает инструментовку, оркестровую фактуру, применяет мнемонические средства запоминания (здесь такая-то гармония, такая-то фактура, а здесь — иная), запоминает, сколько тактов в мелодии при первом изложении, сколько при последующих, сравнивает аналогичный отрывок в репризе и т. д. Иначе говоря, чтобы запомнить музыкальный материал, необходимо его тщательно рассмотреть, проанализировать, выяснить какие-то опорные вехи для памяти.
Совсем иначе протекает процесс запоминания у человека, обладающего выдающейся памятью. Для него достаточно иногда незначительного времени для того, чтобы в памяти сохранился печатный текст партитуры или — при наличии выдающегося слуха — звуковая картина этой страницы. Дирижер может запомнить нотный текст как некую данность, не осмысливая его, не вникая в его структуру, логику развития и прочие элементы формы. Точно так же, обладая выдающейся памятью, можно запомнить фразу на чужом языке, не понимая ее содержания.
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ