logo
Мусин - Язык дирижерского жеста

Музыкальная память

Развитая память — качество весьма важное и ценное для каждого музыкантаисполнителя. Важна она и для дирижера, хотя, может быть, и не в такой степени, как для инструменталиста. Каждый исполнитель-инструменталист обязан помнить большое количество исполняемых им концертных программ. Дирижеру же не обязательно дирижировать наизусть; если он не полагается на свою память, то может дирижировать по партитуре. Кроме того, дирижировать наизусть и играть наизусть — не одно и то же. Если из памяти дирижера выпал какой-то отрезок музыки, оркестр своим исполнением «подскажет» ему то, что он забыл. (Разумеется, дело не всегда может кончиться столь просто, забывчивость в некоторых сложных по ритму произведениях может повести и к катастрофе.)

Так же как и острый слух, блестящая память, которую демонстрирует дирижер, вызывает восхищение оркестра. Однако это качество не является признаком дирижерских способностей. Память весьма облегчает работу дирижера, позволяет выучивать произведение в наиболее короткий срок, дает возможность дирижировать наизусть, что способствует большей непосредственности общения дирижера с исполнителями, большей выразительности дирижирования.

Однако выдающаяся память может оказаться качеством, отрицательно влияющим на работу дирижера, в особенности в период обучения. В чем это выражается? Известно, что когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо наизусть, он проявляет определенную активность, мобилизует свое внимание. Так, например, для того чтобы запомнить страницу партитуры, дирижер внимательно всматривается в нотный текст, сравнивает Данное место с ему подобными, сравнивает инструментовку, оркестровую фактуру, применяет мнемонические средства запоминания (здесь такая-то гармония, такая-то фактура, а здесь — иная), запоминает, сколько тактов в мелодии при первом изложении, сколько при последующих, сравнивает аналогичный отрывок в репризе и т. д. Иначе говоря, чтобы запомнить музыкальный материал, необходимо его тщательно рассмотреть, проанализировать, выяснить какие-то опорные вехи для памяти.

Совсем иначе протекает процесс запоминания у человека, обладающего выдающейся памятью. Для него достаточно иногда незначительного времени для того, чтобы в памяти сохранился печатный текст партитуры или — при наличии выдающегося слуха — звуковая картина этой страницы. Дирижер может запомнить нотный текст как некую данность, не осмысливая его, не вникая в его структуру, логику развития и прочие элементы формы. Точно так же, обладая выдающейся памятью, можно запомнить фразу на чужом языке, не понимая ее содержания.