О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
Молодой дирижер сделал ауфтактовое движение, соблюдая все правила. Однако звук появился несколько позже удара. Что это, невнимательность оркестра, опоздание? Да, именно как опоздание по отношению к удару воспринимает это молодой дирижер. Подобная реакция оркестра вызывает у него определенные затруднения. Его можно понять. Действительно, как дирижер может управлять исполнением, если звук появляется несколько позже, чем это ожидает дирижер. Подобные затруднения возникают во время аккомпанемента. Здесь запаздывание оркестра приводит к полному разладу. В связи со сказанным вспоминается следующее. Около пятидесяти лет тому назад мне пришлось присутствовать на репетиции оркестра Петербургской филармонии. Репетировался лямажорный концерт Моцарта в исполнении высокопрофессиональной пианистки. Дирижировал (впервые с оркестром Петербургской филармонии) известный московский дирижер. Моим глазам представилась такая картина. Дирижер никак не мог добиться совместности исполнения, поскольку оркестр играл после удара дирижера. И чем настойчивее жестикулировал дирижер, чем сильнее давал удар, тем больше запаздывал звук оркестра. Показывая начало доли такта с большей интенсивностью, он делал более быстрый ауфтакт, что приводило к еще большему отставанию. В результате дирижеру пришлось весь концерт дирижировать синкопами, давая удар со значительным опережением. Картину эту было мучительно видеть. Но еще больше мучался, конечно, сам дирижер.
Вспоминается встреча с Петербургским оркестром другого дирижера, который никак не мог добиться совместности пиццикато в начале «Прелюдов» Листа. (Ныне этот дирижер сам управляет оркестрами с огромным опережением.)
Молодому дирижеру следует учитывать то обстоятельство, что многие оркестры, в особенности высококвалифицированные, играют как бы с некоторым запозданием. Музыкант, играющий в оркестре, хочет увидеть в жесте дирижера как можно больше информации. Он хочет увидеть не только то, что содержится в замахе ауфтакта, но и то,
- I. Дирижерский жест
- ВВЕДЕНИЕ
- Уровни дирижерской техники
- Характер функционирования уровней дирижирования
- Уровни воздействий дирижера на исполнителей
- О механизме дирижерского воздействия
- Слух
- Внимание
- Музыкальная память
- Педагогические способности
- Двигательные ощущения как способность
- Роль двигательных ощущений
- Разные установки в дирижировании
- Двигательные ощущения в основе ритма
- Инструментальные двигательные ощущения
- Активность музыкального мышления
- III. О профессии дирижера
- РЕПЕТИЦИЯ
- Скрипач-ансамблист
- Выразительные элементы исполнения
- Штрихи, техника смычка, фразировка
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ УРОКА
- Язык и музыка
- В защиту техники дирижирования
- Об общении дирижера с оркестром
- Об «интонации» дирижерского жеста
- Что снижает выразительность дирижирования
- О выразительных свойствах обращенного ауфтакта
- «Не мешай!»
- ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ДИРИЖЕРУ