logo search
Назарова В

10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпо­сылки, творческие идеи, первые образцы.

Италия была родиной большинства профессиональных музыкальных жан­ров - оперы, оратории, кантаты, инструментальной музыки (сонаты и concerto grosso).

Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века явилось кульминацией Возрождения: она единственный музыкальный жанр, который возник из идеи воскрешения античности. Если полифоническая музыка строгого письма эпохи Возрождения фактически развивала традиции средневековья, то создание опе­ры связано с возрождением принципов античной трагедии. Италия была исто­рически первой страной Ренессанса, и вполне закономерно, что опера - перво­начально её называли dramma per musica («драма посредством музыки», то есть положенная на музыку) - появилась во Флоренции, самом сердце Возрождения, в городе Данте, Донателло, Микеланджело, Франческо Ландино.

В кружке флорентийских аристократов Джованни Барди и Якопо Кореи -камерате (camerata) - родилась идея нового театрального синтеза. За образец была взята - как наиболее совершенная - форма древнегреческой трагедии. Опера создавалась в сознательном сближении с античным светским искусст­вом: античной поэтической лирикой и театром Древней Греции и Рима. Идео­логами этого кружка новаторов были гуманист Джироламо Меи и выдающийся теоретик музыки, виолист и лютнист Винченцо Галилей (1520-1591), отец ве­ликого астронома Галилео Галилея. В 1581 г. он опубликовал трактат «Диалог

13

об античной и современной музыке». Ему принадлежат первые образцы моно­дии (сольного пения с сопровождением) нового типа: «Плач Иеремии» и «Жа­лоба Уголино». Галилей сам исполнял их, аккомпанируя себе на лютне. Тексты плача, жалобы были весьма благодарны для музыкальной драмы: в них музыка передавала движение чувства (аффекта). Lamento - жалоба - станет в эпоху ба­рокко излюбленным жанром и в оперной и в инструментальной музыке. Условия рождения оперы:

Истоки оперы:

С мадригалом оперу связывает: принципиально светская направленность; аристократичность происхождения, ориентация на образованную элиту - зна­токов и любителей высокой поэзии; мадригал и dramma per musica были жан­рами музыкально-поэтическими, музыка была в них «послушной дочерью» по­эзии: наконец, оба жанра главной задачей ставили передачу душевных движе­ний, внутреннего мира человека, его чувств и переживаний.

Создатели dramma per musica стремились именно музыкой - в мелодии - пе­редать выразительную смену аффектов - настроений и чувств человека. Особо значимые слова выделялись украшениями в пении, распевались более мелодич­но. В целом же преобладал речитативный стиль, идеально отвечающий задаче ясного произнесения текста: «Пение на полпути между обычным говором и чистой мелодией», - говорил Якопо Пери. Поэт был главным создателем dramma per musica: синтез искусств в ней был возрожден на основе высокой по­эзии.

Автором первых «либретто» - «Эвридика» и «Дафна» - был последователь Т.Тассо поэт Оттавио Ринуччини. Они были положены на музыку певцами Якопо Пери и Джулио Каччини. Опера «Эвридика» Д.Каччини (1600) - первый дошедший до нас образец dramma per musica. Художественное значение до на­стоящего времени сохраняет опера Клаудио Монтеверди «Орфей» (1607). Через год появилась «Дафна» Марко да Гальяно (1608) и «Ариадна» Монтеверди (не сохранилась).

Эти произведения создали своеобразный канон жанра dramma per musica. Так, обязательным был пролог (как в античной трагедии), в котором выступает

14

аллегорический или божественный персонаж. Непременным атрибутом явля­лись и пасторальные сцены. Но не сформировались еще оперные формы: не было разделения на арии, речитативы, ансамбли.