logo search
Камкина Метод

Развитие темы

«КАК МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ»

Примерный музыкально-певческий материал

Про Добрыню, О Вольге и Микуле, былины.

Во поле береза стояла, Уж ты, поле мое, русские народные песни.

Детская. М. Мусоргский: С няней, В углу.

Волшебная флейта. Опера. В.А. Моцарт. Хор.

Новогодняя хороводная. А. Островский.

Музыкальные загадки. В. Агафонников.

Улетаем на Луну. В. Витлин.

Здравствуй, гостья зима!, русская народная песня.

КУЛЬМИНАЦИЯ ТЕМЫ

«КАК МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ»

Примерный музыкально-певческий материал

Вспомним, братцы, Русь и славу, Славны были наши деды,

Вот уж зимушка проходит, русские народные песни.

Соловьи. В. Соловьев-Седой.

Мороз, Сорока, Забавная. А. Лядов.

Баба-яга. В. Кикта.

Феечки, Кап-кап. 3. Левина.

Птичий дом. Ю. Слонов,

Подснежник. Д. Кабалевский.

Жила-была работа. В. Усачева.

ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ

«КАК МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ»

Примерный музыкально-певческий материал

Навуходоносор. Опера. Д. Верди. Хор Ты прекрасна, о, Родина наша.

Колыбельная из кинофильма «Цирк» И. Дунаевский.

Тяф-тяф. В. Герчик.

Музыка. Г. Струве.

Ах ты, ноченька, русская народная песня.

Русские фольклорные летние игры и сказки: «В города», «По­левая березка» и др.

Пример разучивания песни с привлечением начальных сведений по музыкальной грамоте.

“Осенняя песенка” - слова А. Плещеева, музыка Д. Васильева-Буглая

1 куплет

Миновало лето, осень наступила,

На полях и в рощах пусто и уныло.

2 куплет

Птички улетели, стали дни короче,

Солнышко не видно, тёмны, тёмны ночи.

Порядок разучивания:

1. Перед тем как исполнить песню, учитель находит ее вместе  с детьми в сборнике песен. Предлагает им прослушать песню – и одновременно следить за ее изображением в нотах. Даже в том случае, если дети только еще начинают читать, и совсем незнакомы с нотами, это все же будет для них подготовительным упражнением, чтобы следить во время пения за графическим изображением песни.

2. Учитель разъясняет, что главный тон песни — это ее последняя нота. В «Осенней песенке» главный тон, которым заканчивается эта песня, повторяется два раза. Дети повторяют, главный тон, видя его изображение в нотах в конце песни:

Названия нот детям пока не сообщаются.

3. Разучивание песни по слуху продолжается обычным порядком.

4. Применяя форму вопрос  -  ответ, учитель выясняет, что первый звук песни изображен той же нотой на первой линейке, которой песня и оканчивается:

Первые сведения по нотной грамоте даются в следующем порядке:

  1. пять линеек нотоносца;

  2. первая линейка по счету — это нижняя линейка. Здесь можно предложить детям определить, на которой по счету линейке даны первые две ноты в последней фразе «Осенней песенки»:

Можно предложить также определить, на которой по счету линейке записаны последние две ноты в первой фразе этой песенки:

Таким образом, дети вначале знакомятся с расположением нот на линейках: первой, второй и третьей, не зная еще названий этих нот, но уже запоминая глазом расположение нот на нотоносце: выше – ниже и одновременно запоминая слухом соответственное звучание этих нот: выше – ниже.

Указания, касающиеся певческого исполнения «Осенней песенки», можно распределить следующим образом:

1. В песне четыре музыкальные фразы: первая — Миновало лето, вторая —Осень наступила. третья —На полях и в рощахчетвертая —Пусто и уныло. Второй куплет песни исполняется на тот же напев и имеет  также четыре фразы:

2. Каждая из приведенных выше фраз исполняется на одном дыхании, поэтому перед каждой фразой берется певческий вдох.

3. Характер звучания песни — мягкий, с грустным оттенком, но без слезливости; каждая вокальная фраза исполняется связно (legato), плавно льющимся звуком.

4. Ритмическое движение — очень ровное, неторопливое, на тихом звуке.