Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
Студент должен знать:
строение дирижерского аппарата;
основные принципы постановки рук (свобода, пластичность движений, графическая четкость линий);
положение корпуса, ног, головы, постановку рук;
характер дирижерских движений (выразительность, воля, властность, минимум затраты сил, активное воздействие жеста).
Изучение дирижерской техники начинается обычно с постановки дирижерского аппарата - постепенного, последовательного и систематичного освоения системы дирижерских движений при соблюдении определенных принципов:
непринужденности и свободы движений;
их четкости и наглядности;
целесообразности и экономности;
«подготовки и предупреждения» движений, так как природа дирижирования заключается в том, чтобы жест «подсказывал» динамику, фразировку, эмоциональный смысл музыки, динамику исполнения, а, следовательно, возникал несколько раньше звучности;
звуковедения, если учесть, что дирижирование хором есть управление певческим звучанием. Отсюда — поиск жеста, наиболее точно выражающего певческое дыхание, звуковедение, фразировку, непрерывность вокального звучания и т.п.
Большое значение здесь имеет осанка, внешний вид дирижера. Поэтому, приступая к занятиям, следует контролировать себя перед зеркалом. Стоять нужно ровно и устойчиво, не сутулясь, не горбясь, свободно развернув плечи. Важно, чтобы корпус был подтянутым, выражал волевую активность, решительность, наличие воли, чтобы при дирижировании он сохранял относительную неподвижность, но ни в коем случае не скованность. Движения корпуса допустимы лишь те, которые усилят выразительность действий рук.
Положение головы определяется тем, что лицо дирижера должно быть всегда обращено к хору, отчетливо видно всем его участникам. Мимика должна быть достаточно выразительной, по возможности отображая содержание музыки. Равнодушное, безразличное лицо сильно снижает воздействие дирижера на руководимый коллектив. Его взгляд играет особую роль в контакте с хором, бессловесно передавая ему определенную информацию.
Ноги должны обеспечивать корпусу твердую и устойчивую позицию. Следует стоять, слегка расставив ступни, одну ногу чуть выдвинув вперед, что придает должную опору всему телу. Важно постоянно сохранять упругость в ногах, не сгибать их в коленных суставах и не отстукивать такт.
Руки - главная часть дирижерского аппарата. Жесты должны быть свободны, естественны, в то же время экономичны и точны. Рука состоит из кисти, предплечья (средней части руки между кистью и локтем) и плеча (верхней части руки между локтем и плечевым суставом). При дирижировании кисть руки должна занимать горизонтальное положение и быть обращенной ладонью вниз. Изменение положений кисти (ребром вниз, ладонью вверх) возможно в исключительных случаях как специально избранный дирижерский прием.
Пальцы рук должны находиться в слегка согнутом положении (как бы лежащими на шаре), собранными, но не прижатыми друг к другу. При дирижировании пальцы должны оставаться относительно неподвижными, в отличие от кисти, свободной и подвижной в кистевом суставе, чуткой, готовой к любому движению.
Правильное положение корпуса, ног и рук является необходимым условием постановки дирижерского аппарата.
Тема: Тактирование.
Студент должен знать:
отличие тактирования от дирижирования;
структуру движения доли в схемах дирижирования;
фиксирующую грань основных долей (точка), ощущение отдачи;
сильные и слабые доли такта;
понятие ауфтакт, виды ауфтактов;
три момента вступления (внимание, дыхание, вступление);
приемы окончания (подготовительное движение и снятие);
Студент должен уметь:
понимать структуру движения долей при тактировании;
показывать ауфтакт;
правильно формировать сильные и слабые доли такта дирижерским жестом;
показать жестом три момента вступления, снятие.
Изучение дисциплины «Хоровое дирижирование» начинается с тактирования (метрономирования). Движения рук при тактировании достаточно просты. «Отсчитывание метрических долей движением руки в соответствии с тактовыми схемами принято называть «метрическим тактированием» (К. Птица). Метрическое тактирование — это еще не дирижирование, так как оно лишено элементов художественности, но это та основа, на которую опирается дирижирование.
Основные задачи метрического тактирования сводятся к организации ритмичности исполнения, передаче ясного рисунка тактовых схем, к показу сильного и слабого времени в такте.
Очень важным моментом является чередование сильных и слабых долей такта. Метрическое дирижирование должно наглядно показывать это чередование, уделяя особое внимание сильному времени.
Сильная доля является основным организующим моментом дирижирования, на нее приходится главная точка опоры движения.
В дирижировании сильная доля имеет всегда направление сверху вниз (в любом метре), относительно сильная - в сторону от дирижера, слабые доли группируются вокруг сильных долей.
Для того чтобы сильная доля была наиболее значимой, весомой, выделялась в дирижерской схеме, нужно правильно ее выполнять. Сильная доля, как правило, имеет перед собой более заметный, яркий замах, и движение вниз выполняется с большей энергией, возрастающей по мере приближения к «точке». Такое выполнение сильной доли волевым движением ассоциируется с давлением на поршень. В момент достижения «точки» сильной доли на плоскости нужно обязательно ощущать опору в кончиках пальцев. После выполнения сильной доли происходит мгновенное освобождение руки и совершается подготовка следующей доли (слабой).
Сильные доли (за исключением особых случаев фразировки) в схеме должны отличаться от слабых не столько амплитудой движений, сколько внутренней насыщенностью жеста. Правильное выполнение сильных долей, умение чередовать мышечную активность с полным освобождением обеспечивает в дальнейшем ясный жест, ту властность руки, которая так необходима дирижеру при его общении с коллективом. Игнорирование этого момента, недооценка его ведут к тому, что воспитывается дирижер с «пустыми», безвольными руками. Безусловно, характер исполняемой музыки, различное звуковедение, вносят коррективы в воплощение сильных моментов в руке, так как они не могут исполняться одинаково и однообразно.
Если в дирижерской доле замах является основным предупреждающим моментом, то момент «точки» — главным организующим.
«Точка» — это не остановка, а грань доли. Интенсивность «точки» зависит от характера музыки: она может быть то резкой, острой, то смягченной, пружинистой. Но всегда, при любом темпе и динамике, «точка» должна быть ясной и четкой.
- Областное государственное образовательное учреждение
- Программное содержание 1 курса
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- По окончанию 1 курса студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Методические рекомендации к освоению программного материала
- Студентом 1 курса
- Введение в дисциплину «Хоровое дирижирование»
- Тема: Дирижирование как средство музыкального воспитания, образования. Цели, задачи.
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- Понятие ауфтакта в дирижировании
- Прием вступления
- Прием снятия
- Тема: Дирижерские схемы
- Тема: Звуковедение
- Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений
- План аннотации хорового произведения
- 2. Литературный текст
- II. Основная часть
- 1. Музыкально-теоретический анализ
- Рекомендации к контрольному уроку (1курс 1 семестр) по сдаче дошкольной песни для 2-й младшей группы доу Содержание контрольного урока:
- 3. Художественное исполнение песни (показ)
- Тема: Методы работы над школьными песнями для детей 1-2 класса
- Этапы работы над песней на уроке музыки
- V этап – Разучивание по фразам (предложениям).
- VI этап – Соединение выученного материала песни с аккомпанементом.
- Учащиеся должны знать:
- Учащимся нужно уметь:
- Выписка из программы «Музыка» I класс
- I класс тема «как можно услышать музыку» Примерный музыкально-певческий материал
- Развитие темы
- 5. Слова произносятся четко, но мягко и слитно, в характере минорного напева.
- Тема: Исполнение кратковременных подвижных нюансов
- Тема: Работа дирижера над хоровой партитурой
- Тема: Особенности работы над дошкольной песней для детей средней группы детского сада.
- Тема: Особенности работы над школьной песней для детей 2, 3 класса
- Выписка из программы «Музыка» II класс
- Первая четверть «три кита» в музыке - песня, танец и марш
- Примерный музыкальный материал
- Вторая четверть о чем говорит музыка Примерный музыкально-певческий материал
- Третья четверть куда ведут нас «три кита» Примерный музыкально-певческий материал
- Четвертая четверть что такое музыкальная речь Примерный музыкально-певческий материал
- Проверь свои знания №1:
- Проверь свои знания №2:
- Литература для самоподготовки
- 664039 Г. Иркутск, 53. Тел. 38 – 78 – 40