logo
Камкина Метод

Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений

Студент должен знать:

Хоровая партитура (итал. разделение, распределение) – нотная запись хоровой музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре – сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам. В смешанном хоре – С (сопрано), А (альты), Т (тенора), Б (басы). На каждой нотной строчке пишется один голос (С, А, Т – в скрипичном ключе, Б – в басовом ключе) – четырёхстрочная партитура; если партитура двухстрочная, С, А пишутся в скрипичном ключе, Т, Б – в басовом ключе. В этом случае голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз.

Акколада – скобка, объединяющая два или несколько нотных станов. Прямая – для хоровых партий, фигурная – для фортепианного сопровождения.

Два вида хорового исполнительства:

Тип хора: качественная характеристика хора (кто поет?)

Однородный хор (соединение однородных голосов):

Смешанный хор (соединение неоднородных голосов):

Вид хора: количественная характеристика хора (сколько самостоятельных хоровых голосов?). Голос – индивидуальная мелодическая линия в хоровой фактуре (отдельная хоровая партия), имеющая самостоятельное значение.

Вид хора может быть одноголосным и многоголосным (двух, трех, четырехголосным и т.д.).

Партитура (хоровая) - (итал. разделение, распределение): нотная запись хоровой (ансамблевой) музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре: сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам (С – А – Т – Б). На каждой нотной строке обычно пишется один голос; когда больше, то голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз.

Акколада: вертикальная (двойная) черта справа в партитуре, соединяющая все хоровые партии.

Виды партитур: однострочная или двухстрочная, трех или четырехстрочная.