Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений
Студент должен знать:
виды партитур хоровых произведений;
принципы работы над хоровой партитурой;
обозначения звуковедения, темпа, динамики, сокращений.
основные разделы анализа, сущность и основные вопросы каждого раздела.
Хоровая партитура (итал. разделение, распределение) – нотная запись хоровой музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре – сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам. В смешанном хоре – С (сопрано), А (альты), Т (тенора), Б (басы). На каждой нотной строчке пишется один голос (С, А, Т – в скрипичном ключе, Б – в басовом ключе) – четырёхстрочная партитура; если партитура двухстрочная, С, А пишутся в скрипичном ключе, Т, Б – в басовом ключе. В этом случае голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз.
Акколада – скобка, объединяющая два или несколько нотных станов. Прямая – для хоровых партий, фигурная – для фортепианного сопровождения.
Два вида хорового исполнительства:
a cappella (а капелла) – хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения;
с сопровождением (аккомпанементом).
Тип хора: качественная характеристика хора (кто поет?)
Однородный хор (соединение однородных голосов):
детский хор (сопрано (дисканты), альты)
женский хор (сопрано, альты)
мужской хор (тенора, басы)
Смешанный хор (соединение неоднородных голосов):
полный смешанный хор (сопрано, альты, тенора, басы);
неполный смешанный хор (нет какой-либо одной хоровой партии, например - С, А, Б, или А, Т, Б и т.д.);
юношеский хор: (в связи с мутацией (охрана голоса) юношеским голосам не рекомендуется петь очень высокие и очень низкие ноты, поэтому они объединяются в одну хоровую партию: С, А, мужские голоса).
Вид хора: количественная характеристика хора (сколько самостоятельных хоровых голосов?). Голос – индивидуальная мелодическая линия в хоровой фактуре (отдельная хоровая партия), имеющая самостоятельное значение.
Вид хора может быть одноголосным и многоголосным (двух, трех, четырехголосным и т.д.).
Партитура (хоровая) - (итал. разделение, распределение): нотная запись хоровой (ансамблевой) музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре: сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам (С – А – Т – Б). На каждой нотной строке обычно пишется один голос; когда больше, то голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз.
Акколада: вертикальная (двойная) черта справа в партитуре, соединяющая все хоровые партии.
Виды партитур: однострочная или двухстрочная, трех или четырехстрочная.
- Областное государственное образовательное учреждение
- Программное содержание 1 курса
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- По окончанию 1 курса студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Методические рекомендации к освоению программного материала
- Студентом 1 курса
- Введение в дисциплину «Хоровое дирижирование»
- Тема: Дирижирование как средство музыкального воспитания, образования. Цели, задачи.
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- Понятие ауфтакта в дирижировании
- Прием вступления
- Прием снятия
- Тема: Дирижерские схемы
- Тема: Звуковедение
- Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений
- План аннотации хорового произведения
- 2. Литературный текст
- II. Основная часть
- 1. Музыкально-теоретический анализ
- Рекомендации к контрольному уроку (1курс 1 семестр) по сдаче дошкольной песни для 2-й младшей группы доу Содержание контрольного урока:
- 3. Художественное исполнение песни (показ)
- Тема: Методы работы над школьными песнями для детей 1-2 класса
- Этапы работы над песней на уроке музыки
- V этап – Разучивание по фразам (предложениям).
- VI этап – Соединение выученного материала песни с аккомпанементом.
- Учащиеся должны знать:
- Учащимся нужно уметь:
- Выписка из программы «Музыка» I класс
- I класс тема «как можно услышать музыку» Примерный музыкально-певческий материал
- Развитие темы
- 5. Слова произносятся четко, но мягко и слитно, в характере минорного напева.
- Тема: Исполнение кратковременных подвижных нюансов
- Тема: Работа дирижера над хоровой партитурой
- Тема: Особенности работы над дошкольной песней для детей средней группы детского сада.
- Тема: Особенности работы над школьной песней для детей 2, 3 класса
- Выписка из программы «Музыка» II класс
- Первая четверть «три кита» в музыке - песня, танец и марш
- Примерный музыкальный материал
- Вторая четверть о чем говорит музыка Примерный музыкально-певческий материал
- Третья четверть куда ведут нас «три кита» Примерный музыкально-певческий материал
- Четвертая четверть что такое музыкальная речь Примерный музыкально-певческий материал
- Проверь свои знания №1:
- Проверь свои знания №2:
- Литература для самоподготовки
- 664039 Г. Иркутск, 53. Тел. 38 – 78 – 40