Тема: Дирижирование как средство музыкального воспитания, образования. Цели, задачи.
Студент должен знать:
особенности и специфику дирижерского искусства;
цели, задачи и структуру дисциплины « Хоровое дирижирование»;
содержание дирижерской подготовки.
Дирижер (хормейстер) - руководитель коллективного исполнения музыки, музыкант-интерпретатор, организатор, педагог, воспитатель, психолог, артист.
Дирижирование (франц. diriger - направлять, управлять, руководить) – один из видов музыкально-исполнительского искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем). Дирижирование основано на движении рук. Большую роль в процессе дирижирования играет и лицо дирижера, его взгляд, мимика.
Дирижерский корпус: торс (корпус), ноги, руки, голова.
Дирижерский аппарат; кисть (пальцы - пясть), запястье, предплечье, локтевая точка, плечо.
Постановка дирижерского аппарата - это не только положение рук, ног, корпуса, это и умение целесообразно, точно распоряжаться своими движениями в соответствии с дирижерскими задачами.
Будущий учитель музыки, школьный дирижер-хормейстер должен обладать специфическими способностями, широкой музыкально-теоретической подготовкой и практическими навыками, а также знаниями в области педагогики, психологии, позволяющими профессионально работать с детьми разных возрастных категорий.
Деятельность дирижера-хормейстера как профессия многофункциональна и представляет собой целый комплекс деятельностей, в которые входят:
аналитическая (интерпретационная);
эвристическая (исполнительская);
реализующая (управляющая);
педагогическая (репетиционная);
планирующая (организационная) деятельность.
Кроме хорошего музыкального слуха, чувства ритма и темпа, музыкальной формы и стиля, кроме музыкального вкуса и чувства меры, музыкальной памяти, темперамента и творческой фантазии, то есть всех тех качеств, которыми должны отличаться все музыканты-исполнители, дирижер хорового коллектива должен обладать еще многими другими особенностями, присущими только этой профессии. Это, прежде всего, умение при помощи мануальной техники (пластических жестов рук) и соответствующей мимики передавать участникам хора или оркестра внутреннее содержание музыкального произведения — умение, в котором немало общего с актерским мастерством. При этом дирижер должен уметь владеть собой. Хорошая ориентация и быстрота реакции в сочетании с выдержкой необходимы дирижеру-руководителю для того, чтобы он мог выходить из положения при любых неожиданностях, могущих случиться при исполнении хором музыкального произведения, как на репетициях, так и при выступлении перед аудиторией.
У дирижера — руководителя коллектива гармонично должны сочетаться такие качества характера, как инициативность, настойчивость, дисциплинированность, организаторский талант и в то же время — деликатность, сдержанность и чувство такта.
Дирижер, как и любой музыкант, должен глубоко изучить элементарную теорию музыки, сольфеджио (интонирование, ритмику), гармонию, анализ музыкальных произведений, природу певческого голоса, историю музыки (зарубежную, русскую, отечественную).
Важной составляющей профессионализма дирижера-хормейстера являются профессионально значимые психические свойства и качества. Это, прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка как компонент профессионального самосознания, и несколько более специфические - эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску, особенности и некоторые свойства темперамента (в частности, экстра-интроверсия).
Хормейстерскую деятельность, как и любой другой вид музыкально-исполнительской деятельности, можно охарактеризовать как направленную на достижение успеха. В условиях многочисленных репетиций, постоянного дефицита времени, отведенного на решение задачи, профессиональная деятельность хормейстера проходит на фоне частого психоэмоционального напряжения.
Из специфических дирижерских данных многие специалисты выделяют, в первую очередь, наличие волевых качеств, высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции, ярко выраженную коммуникабельность, склонность к лидерству. Это обусловлено спецификой хормейстерской профессии, а именно:
временным характером музыкально-исполнительской деятельности;
универсальностью хормейстерской деятельности;
необходимостью воздействия и подчинения музыкального коллектива (хора) собственной воле (как в организационном, так и в музыкально- интерпретационном смысле);
фактором риска принятия решений;
периодичностью стрессовых ситуаций концертной деятельности;
коллективным (публичным) характером профессиональной деятельности дирижера-хормейстера.
Педагогические способности будущего дирижера-хормейстера, руководителя школьного хора:
коммуникативные: способность к общению, сотрудничеству, взаимодействию;
дидактические: способность объяснять, показывать, обучать;
организаторские: способность вызвать стойкий интерес у детей к хоровому искусству, объединять поющих в хоровой коллектив с общими целями и задачами;
конструктивные: способность к выбору репертуара, к разработке концертной деятельности;
прогностические: способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в работе с хором;
гностические: способность к познанию специфики работы в хоровом коллективе, готовность к постоянному самообразованию:
перцептивные: способность проникать во внутренний мир певца, понимать его состояние;
креативные: способность к творчеству;
экспрессивные: способность к эмоциональной заразительности, яркости проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи и свободным, пластическим техническим аппаратом.
Становление профессиональной культуры будущего школьного хормейстера - процесс более длительный, чем профессиональное обучение. Студенческий возраст - это пора индивидуализации и социализации, самоопределения, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого освоения мира общечеловеческих и профессиональных ценностей.
- Областное государственное образовательное учреждение
- Программное содержание 1 курса
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- По окончанию 1 курса студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Методические рекомендации к освоению программного материала
- Студентом 1 курса
- Введение в дисциплину «Хоровое дирижирование»
- Тема: Дирижирование как средство музыкального воспитания, образования. Цели, задачи.
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- Понятие ауфтакта в дирижировании
- Прием вступления
- Прием снятия
- Тема: Дирижерские схемы
- Тема: Звуковедение
- Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений
- План аннотации хорового произведения
- 2. Литературный текст
- II. Основная часть
- 1. Музыкально-теоретический анализ
- Рекомендации к контрольному уроку (1курс 1 семестр) по сдаче дошкольной песни для 2-й младшей группы доу Содержание контрольного урока:
- 3. Художественное исполнение песни (показ)
- Тема: Методы работы над школьными песнями для детей 1-2 класса
- Этапы работы над песней на уроке музыки
- V этап – Разучивание по фразам (предложениям).
- VI этап – Соединение выученного материала песни с аккомпанементом.
- Учащиеся должны знать:
- Учащимся нужно уметь:
- Выписка из программы «Музыка» I класс
- I класс тема «как можно услышать музыку» Примерный музыкально-певческий материал
- Развитие темы
- 5. Слова произносятся четко, но мягко и слитно, в характере минорного напева.
- Тема: Исполнение кратковременных подвижных нюансов
- Тема: Работа дирижера над хоровой партитурой
- Тема: Особенности работы над дошкольной песней для детей средней группы детского сада.
- Тема: Особенности работы над школьной песней для детей 2, 3 класса
- Выписка из программы «Музыка» II класс
- Первая четверть «три кита» в музыке - песня, танец и марш
- Примерный музыкальный материал
- Вторая четверть о чем говорит музыка Примерный музыкально-певческий материал
- Третья четверть куда ведут нас «три кита» Примерный музыкально-певческий материал
- Четвертая четверть что такое музыкальная речь Примерный музыкально-певческий материал
- Проверь свои знания №1:
- Проверь свои знания №2:
- Литература для самоподготовки
- 664039 Г. Иркутск, 53. Тел. 38 – 78 – 40