logo
Камкина Метод

Тема: Дирижирование как средство музыкального воспитания, образования. Цели, задачи.

Студент должен знать:

Дирижер (хормейстер) - руководитель коллективного исполнения музыки, музыкант-интерпретатор, организатор, педагог, воспитатель, психолог, артист.

Дирижирование (франц. diriger - направлять, управлять, руководить) – один из видов музыкально-исполнительского искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем). Дирижирование основано на движении рук. Большую роль в процессе дирижирования играет и лицо дирижера, его взгляд, мимика.

Дирижерский корпус: торс (корпус), ноги, руки, голова.

Дирижерский аппарат; кисть (пальцы - пясть), запястье, предплечье, локтевая точка, плечо.

Постановка дирижерского аппарата - это не только положение рук, ног, корпуса, это и умение целесообразно, точно распоряжаться своими движениями в соответствии с дирижерскими задачами.

Будущий учитель музыки, школьный дирижер-хормейстер должен обладать специфическими способностями, широкой музыкально-теоретической подготовкой и практическими навыками, а также знаниями в области педагогики, психологии, позволяющими профессионально работать с детьми разных возрастных категорий.

Деятельность дирижера-хормейстера как профессия многофункциональна и представляет собой целый комплекс деятельностей, в которые входят:

Кроме хорошего музыкального слуха, чувства ритма и темпа, музыкальной формы и стиля, кроме музыкального вкуса и чувства меры, музыкальной памяти, темперамента и творческой фанта­зии, то есть всех тех качеств, которыми должны отличаться все му­зыканты-исполнители, дирижер хорового коллектива должен обладать еще многими другими особенностями, при­сущими только этой профессии. Это, прежде всего, умение при помощи мануальной техники (пластических жестов рук) и соот­ветствующей мимики передавать участникам хора или оркестра внутреннее содержание музыкального произведения — умение, в котором немало общего с актерским мастерством. При этом ди­рижер должен уметь владеть собой. Хорошая ориентация и быст­рота реакции в сочетании с выдержкой необходимы дирижеру-руководителю для того, чтобы он мог выходить из положения при любых неожиданностях, могущих случиться при исполнении хо­ром музыкального произведения, как на репети­циях, так и при выступлении перед аудиторией.

У дирижера — руководителя коллектива гармонично должны сочетаться такие качества характера, как инициативность, настой­чивость, дисциплинированность, организаторский талант и в то же время — деликатность, сдержанность и чувство такта.

Дирижер, как и любой музыкант, должен глубоко изучить элементарную теорию музыки, сольфеджио (интонирование, ритми­ку), гармонию, анализ музыкальных произведений, природу певческого голоса, историю музы­ки (зарубежную, русскую, отечественную).

Важной составляющей профессионализма дирижера-хормейстера являются профессионально значимые психические свойства и качества. Это, прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка как компонент профессионального самосознания, и несколько более специфические - эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску, особенности и некоторые свойства темперамента (в частности, экстра-интроверсия).

Хормейстерскую деятельность, как и любой другой вид музыкально-исполнительской деятельности, можно охарактеризовать как направленную на достижение успеха. В условиях многочисленных репетиций, постоянного дефицита времени, отведенного на решение задачи, профессиональная деятельность хормейстера проходит на фоне частого психоэмоционального напряжения.

Из специфических дирижерских данных многие специалисты выделяют, в первую очередь, наличие волевых качеств, высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции, ярко выраженную коммуникабельность, склонность к лидерству. Это обусловлено спецификой хормейстерской профессии, а именно:

Педагогические способности будущего дирижера-хормейстера, руководителя школьного хора:

Становление профессиональной культуры будущего школьного хормейстера - процесс более длительный, чем профессиональное обучение. Студенческий возраст - это пора индивидуализации и социализации, самоопределения, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого освоения мира общечеловеческих и профессиональных ценностей.