logo
Камкина Метод

Понятие ауфтакта в дирижировании

Поза «внимание» (для начала исполнения).

Свободно висящие вдоль корпуса руки следует легко и непри­нужденно согнуть в локтях на высоте примерно середины груд­ной клетки, что дает возможность делать ими свободные движе­ния вверх, вниз и в стороны, соответствующие основным жестам тактирования дирижерских схем. Кисти рук со слегка согнутыми, устремленными вперед пальцами немного приподнять. В этом по­ложении важно проследить, чтобы не зажимались плечи, чтобы руки не вытягивались чрезмерно вперед, не поднимались высоко, не расставлялись широко, чтобы не проваливались, а ощущали во­ображаемую «плоскость» (опору). Чтобы привести корпус и руки в свободное состояние во время отработки «основного положе­ния», полезно проделать несколько упражнений:

• Приподнять плечи, отвести их назад и свободно опустить (по­вторить несколько раз). Это упражнение будет способствовать ус­транению напряженности мышц плечевого пояса и корпуса.

• Руки медленно поднять от плеча перед собой при свободно свисающих кистях. На мгновение задержать, затем расслабить мышцы так, чтобы руки свободно упали, по инерции совершая еще несколько взмахов (делать каждой рукой поочередно, затем двумя вместе).

Когда хорошо усвоена основная поза «внимание», подающая сигнал к сосредоточенности коллектива, и руки почувствовали себя в ней уверенно и удобно, можно переходить к освоению других по­ложений дирижерской техники: «дыхание», «вступление», «снятие».

Жесты «дыхание», «вступление», «снятие» предваряются вспомогательным взмахомауфтактом, который можно трактовать как жест приготовления, так как «основой техники дирижирова­ния является совокупность и взаимосвязь предупредительных и ос­новных жестов».

Ауфтакт — это преддействие, которое представляет собой про­стое неподготовленное движение. Основная функция ауфтакта (замаха) - предупреждение, накапливание энергии, необходимой для дальнейшего действия.

Значение ауфтакта в дирижировании велико. Оно предшеству­ет любым вступлениям в середине произведения, показам оста­новок и дальнейшего движения музыки, смены темпа и динами­ки, появлению каждого нового штриха, выделяемого слога и т.д. Необходим ауфтакт в той или иной степени и перед каждым доле­вым движением при тактировании.

Впервые понятие ауфтакта, или замаха, встречается студентам при изучении структуры дирижерских движений и схем. Но поня­тие ауфтакта гораздо шире, нежели подготовка доли, оно включа­ет в себя предварение очень многих моментов исполнения. В ди­рижировании посредством ауфтакта предваряются многие момен­ты дыхания, вступления, снятия, наступления новой динамики, темпа, штрихи.

Ауфтакты бывают весьма разнообразными, так как длительность и сила их всецело зависят от характера исполняе­мой музыки. Медленный темп требует медленных ауфтактов, быстрый - быстрых, слабое звучание - небольшого ауфтакта по объему, сильное, мощное звучание - большого, яркого, энергич­ного. Как будет выполнен ауфтакт, так прозвучит и подготовлен­ная им доля. Главное требование, предъявляемое к ауфтактам, - четкость. Плохо поданный, нечеткий ауфтакт теряет весь смысл, так как он не будет понят исполнителями и, следовательно, поте­ряет свою мобилизующую функцию.

«Ни одного действия без преддействия» — вот девиз, который должен запомнить начинающий дирижер и которому он должен следовать безукоризненно и постоянно.