Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Иркутский педагогический колледж №»3
Методическая
тетрадь студента
по хоровому дирижированию
1 курс (1-й, 2-й семестр)
Печатается по решению научно – методического совета ИПК № 3
ББК 74.58
Методическая тетрадь студента по хоровому дирижированию (1-й курс – I, II семестр)/ Сост. Г.А. Камкина – Иркутск: ОГОУ СПО ИПК № 3, 2009. – с.
Методическая тетрадь содержит информацию об основных принципах, методах и приемах постановки дирижерского аппарата, чтению хоровых партитур, анализу хорового произведения, освоению детского репертуара для детского сада и школы. Рекомендуются в качестве вспомогательного материала для студентов 1-го курса по дисциплине «Хоровое дирижирование».
Составитель: Камкина Г.А., преподаватель дисциплин дирижерско-хорового цикла ОГОУ СПО ИПК №3
Рецензенты:
Маркидонов С.А., доцент кафедры пения ИГПУ, Заслуженный работник культуры РФ
Усманова Л.М., преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин ОГОУ СПО ИПК №3, член Экспертной комиссии АК
©Камкина Г.А.
©ИПК №3
Воля и творческая устремленность – два качества, без которых музыканту, пусть самому выдающемуся, не стоит становиться за дирижерский пульт.
А.Пазовский
Учебная дисциплина «Хоровое дирижирование» занимает одно из центральных мест в подготовке учителя музыки, формирует его профессиональные качества, практические навыки управления классным и внеклассным хоровым коллективом, воспитывает хороший художественный вкус, развивает инициативу и организаторские способности, умение самостоятельно творчески мыслить и работать.
Процесс передачи исполнительских намерений осуществляется при помощи системы специальных мануальных жестов — знаков, именуемой дирижированием. Исследователи дирижирования отмечают три главные стороны этого феномена — музыкальную, психологическую и физиологическую.
С музыкальной стороны дирижирование является процессом отражения в выразительной жестикуляции главнейших элементов музыки в их совокупности и обобщенности. Дирижерский жест не состоит из разрозненных движений, он состоит из логически связанных, функционально напряженных жестов, вызванных такой же сопряженностью элементов музыки в их логике развития и становления.
С психологической — дирижирование есть процесс эмоционального переживания музыки, опирающийся на выразительность человеческих телодвижений: жестикуляцию рук, мимику лица, выражение глаз. Каждый жест дирижера должен быть эмоционально окрашен, психологически достоверен, естественно выражен.
С физиологической — правильность дирижирования обуславливается периодичностью процессов возбуждения и торможения нервных клеток мозга, что определяет и правильность работы мышц - антагонистов рук дирижера, их попеременное включение и выключение, напряжение и «расслабление».
Дирижирование предполагает не только навыки и умения правильного тактирования в указанной дирижерской сетке, — иначе говоря, приемы дирижерской техники, — но и комплекс сопутствующих обязательных условий, включающих степень образно-эмоционального воздействия на коллектив (сообразно художественным задачам произведения), исполнительский артистизм и др. Причем моменты дирижерского управления хором существуют в своей последовательности и четко регламентированы.
Дополнительно нужно подчеркнуть непременное условие дирижирования — наличие дирижерской воли, без чего коллективное музицирование может просто не состояться.
Как в любой музыкально-исполнительской деятельности, в дирижировании есть собственные профессиональные установки: дирижерский аппарат и дирижерская сетка; они в итоге определяют понятие — средства дирижерского управления.
В понятие дирижерский аппарат входят: лицо (мимика, глаза, артикуляция), положение корпуса дирижера (плечевой пояс, корпус, ноги), а также руки дирижера в их составляющих — кисть, предплечье и плечо, локоть.
Дирижерская сетка — это графический рисунок, осуществляемый дирижерским мануальным аппаратом. Средства дирижерского управления включает передачу темпа, метроритма, динамики, штрихов музыкального сочинения во взаимосвязи с вокально-хоровыми особенностями (ансамбль, строй, литературное произношение), а также аспект психологического воздействия на исполнителей.
Профессионал - это компетентный специалист, отличающийся непрерывным стремлением к совершенствованию. Для студентов колледжа тяга к самообразованию, выражающаяся в постоянном желании пополнять свои музыкальные, педагогические и общекультурные знания и умения, это качественно новая форма присвоения художественного и педагогического опыта.
Процесс профессионального становления студентов колледжа основан на первичном накоплении опыта практической деятельности, приобретении стартового мастерства.
Ожидаемый результат профессиональной подготовки по дисциплинам дирижерско-хорового цикла:
положительная мотивация выбора профессии;
личностное и профессиональное самоопределение студентов;
положительная динамика состояния деятельностной сферы студентов;
готовность к профессиональному саморазвитию. Из этого следует:
мобильность выпускника колледжа, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений для профессиональной деятельности;
овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типом деятельности.
- Областное государственное образовательное учреждение
- Программное содержание 1 курса
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- По окончанию 1 курса студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Методические рекомендации к освоению программного материала
- Студентом 1 курса
- Введение в дисциплину «Хоровое дирижирование»
- Тема: Дирижирование как средство музыкального воспитания, образования. Цели, задачи.
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- Понятие ауфтакта в дирижировании
- Прием вступления
- Прием снятия
- Тема: Дирижерские схемы
- Тема: Звуковедение
- Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений
- План аннотации хорового произведения
- 2. Литературный текст
- II. Основная часть
- 1. Музыкально-теоретический анализ
- Рекомендации к контрольному уроку (1курс 1 семестр) по сдаче дошкольной песни для 2-й младшей группы доу Содержание контрольного урока:
- 3. Художественное исполнение песни (показ)
- Тема: Методы работы над школьными песнями для детей 1-2 класса
- Этапы работы над песней на уроке музыки
- V этап – Разучивание по фразам (предложениям).
- VI этап – Соединение выученного материала песни с аккомпанементом.
- Учащиеся должны знать:
- Учащимся нужно уметь:
- Выписка из программы «Музыка» I класс
- I класс тема «как можно услышать музыку» Примерный музыкально-певческий материал
- Развитие темы
- 5. Слова произносятся четко, но мягко и слитно, в характере минорного напева.
- Тема: Исполнение кратковременных подвижных нюансов
- Тема: Работа дирижера над хоровой партитурой
- Тема: Особенности работы над дошкольной песней для детей средней группы детского сада.
- Тема: Особенности работы над школьной песней для детей 2, 3 класса
- Выписка из программы «Музыка» II класс
- Первая четверть «три кита» в музыке - песня, танец и марш
- Примерный музыкальный материал
- Вторая четверть о чем говорит музыка Примерный музыкально-певческий материал
- Третья четверть куда ведут нас «три кита» Примерный музыкально-певческий материал
- Четвертая четверть что такое музыкальная речь Примерный музыкально-певческий материал
- Проверь свои знания №1:
- Проверь свои знания №2:
- Литература для самоподготовки
- 664039 Г. Иркутск, 53. Тел. 38 – 78 – 40