31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.
Оратории Генделя - героические драмы, включающие разнообразные оркестровые и вокально-симфонические номера: арии, ариозо, речитативы, ансамбли, хоры. Основной акцент в ораториях падает на хоровые номера. Все наиболее существенные моменты в сюжетах, кульминации, финалы поручаются хору. Хор олицетворяет «глас народа, глас божий».
Гендель - замечательный мастер хорового фрескового письма. «Именно в хорах сказывается его умение передавать в музыке жизнеощущения и чувства народных масс, - писал Б.Асафьев. - Отсюда и исходит основное впечатление от музыки Генделя: властности и монументального величия, организованности и динамики. Герой его ораторий - сам народ. Его скорбь, его эмоции, его жалобы раскрыты в музыке с неотразимой силой и волнующей выразительностью».
В центре творчества Генделя героические образы. Генделевская героика оказала влияние на оперное творчество Глюка и революционно-героический симфонизм Бетховена.
Светская тематика творчества и преобладание жанров возвышенно-героического склада (опера и оратория) отразились на музыкальном языке Генделя. Он больше тяготеет к гомофонно-гармоническому складу не только в сюитах и концертах, но и в хоровых сочинениях. Впрочем, как и Бах, Гендель
2 Ахенским мирным договором закончилась война за Австрийское наследство. Еще ранее Гендель написал хоровое сочинение «Ода о мире» (1713), посвященное заключению Утрехтского мира, завершившего войну с Францией за Испанское наследство.
40
был великолепным мастером фуги, фуги являются мощными кульминациями его ораторий, встречаются и в инструментальной музыке.
Очень велико в творчестве Генделя влияние бытовой музыки: прежде всего, разумеется, в типичном для эпохи барокко жанре сюиты, состоящей из контрастных танцев. Но танцевальные ритмы и характерные ритмические фигуры пронизывают и другие жанры, в том числе и вокальные темы опер и ораторий. Музыке Генделя свойственна ясность мысли, яркостью выражения аффекта (определенного настроения), большая четкость, симметричность строения, в котором слух легко выделяет кадансовые обороты. В целом тематизм Генделя отличается мелодической броскостью, рельефной выразительностью, плакатно-стью. Этому способствуют, в частности, типичные для эпохи интонационно-мелодические формулы, использование фанфарных интонаций, унисонные проведения тем, чеканный, скульптурно вылепленный ритм.
Музыка Генделя, воплощающая героику, пафос борьбы и величие победы, является универсальным выражением «возвышенного» стиля XV1I1 века, в котором величие и строгость сочетаются с демократичностью и простотой.
Персоналия
Адам де ла Аль (1240-1284) - французский трувер.
Алъбинони Томазо (1671-1750) - итальянский композитор эпохи барокко. Аркаделът Якоб (ок. 1500-1568) - нидерландский композитор - основатель римской полифонической школы.
Арчимболъдо - оригинальный художник и музыкант XVI века, создавший первую в мире систему цветовой нотации и построивший первый в истории техники цветомузыкальный инструмент.
Бах Иоганн Себастьян (1685-1750) - великий немецкий композитор, завершитель эпохи барокко в музыке.
Бём Георг (1661-1733) - немецкий композитор и органист. Бёрд Уильям (1562-1628) - английский вёрджиналист. Букстехуде Дитрих (1637-1707) - немецкий композитор и органист. Булл Джон (1562-1628) - английский вёрджиналист.
Вальтер Иоганн (1496-1570) - немецкий композитор эпохи Реформации. Веркмайстер Андреас (1645-1706) - органный мастер, создавший систему равномерной темперации на клавишных инструментах. Вивальди Антонио (1678-1741) - итальянский скрипач и композитор. Вычларт Адриан (1480-1562) - нидерландский композитор-основатель венецианской полифонической школы.
Габриели Андреа (1510-1586) - венецианский композитор.
Габриели Джованни (1557-1613) - композитор венецианской школы, племянник А. Габриели.
41
Галъяно Марко да (1582-1643) - итальянский композитор, автор одной из первых опер «Дафна» - 1608 г.
Гендель Георг Фридрих (1685-1759) - выдающийся немецкий композитор эпохи позднего барокко, работавший большую часть жизни в Англии Гиббоне Орландо (1583-1625) - английский вёрджиналист Данстейбл Джон (1380-1453) - английский композитор. Даулеяд Джон (1562-1626) - английский вёрджиналист.
Депре Жоскен (1440-1521) - композитор франко-фламандской школы полифонии строгого стиля.
Дюфаы Гийом (1400-1474) - композитор франко-фламандской школы полифонии строгого стиля.
Жанекен Клеман (1472-1559) - французский композитор. Зенфль Людвиг (1492-1555) - немецкий композитор.
Изаак Генрих (1450-1517) - композитор и органист, работавший во многих городах и странах: Флоренции, Инсбруке, Вене, Аугсбурге. Кабесон Антонио (1510-1566) -испанский композитор.
Ксшбер Роббер (1628-1677) - французский органист и композитор, предшественник Люлли в создании французской оперы.
Кариссими Джакомо (1605-1674) - римский композитор, автор ораторий и кантат.
Каччини Джулио (1548-1618) - итальянский певец и композитор, автор первых dramma per musica, в частности, «Дафны» (1598) - первой оперы в истории музыки, написанной совместно с Якопо Пери.
Корелли Арканджело (1653-1713) - итальянский композитор, скрипач, представитель болонской школы, один из создателей инструментальных жанров эпохи барокко: сонаты и concerto grosso.
Ландино Франческо (1325-1397) - представитель итальянского ars nova Лассо Орландо (1532-1594) - композитор франко-фламандской школы полифонии строгого стиля
Люлли Жан Баттист (1632-1687) - придворный композитор Людовика XIV, создатель жанра «лирической трагедии» - французской оперы XVII века. Лютер Мартин (1483-1546) - вождь Реформации в Германии Машо Гийом де (1300-1377) - представитель французского ars nova Монтеверди Клаудио (1567-1643) - итальянский композитор, автор мадригалов и первых опер
Морли Томас (1557-1603) - английский вёрджиналист Обрехт Якоб (1450-1505) - композитор франко-фламандской школы Окегем Иоханнес (1425/30-1497) - композитор франко-фламандской школы Палестрина Джованни (1525-1594) - представитель римской школы Пёрселл Генри (1659-1695) - английский композитор эпохи барокко Преториус Михаэль (1571-1621) - немецкий композитор, органист и теоретик, автор труда «Syntagma musicum» Свелинк Ян (1562-1621) - органист и композитор
42
Скарлатти Алессандро (1660-1725) - композитор неаполитанской оперной школы, основоположник жанра opera-seria
Скарлатти Доменико (1685-1747) - сын А.Скарлатти, итальянский композитор и клавесинист, работавший придворным музыкантом в Португалии и Испании, автор более 500 сонат (экзерсисов) для клавира
Тартини Джузеппе (1692-1770) - итальянский скрипач и композитор Тинкторис Иоанн (1446-1511) - композитор франко-фламандской школы, теоретик музыкального Возрождения, автор первого в истории музыки словаря «Толкование музыкальных терминов» („Terminorum musicae diffinitorum'*, 1475).
Филипс Петер (1560-1628) - английский композитор
Фрескобалъди Джироламо (1583-1643) - итал. композитор и органист собора св. Петра в Риме, прозванный впоследствии «итальянским Бахом». Фробергер (Froberger) Иоганн Якоб (1616-1667) - немецкий композитор и исполнитель на клавишных инструментах.
Царлино Джозеффо (1517-1590) - венецианский композитор и теоретик Чикониа Иоханнес (1335-1411) - представитель искусства ars nova, работал во Франции и в Италии
Шамбонъер А.Ж. (1602-1672) - органист и клавесинист парижской Королевской придворной капеллы
Шейдт Самуил (1587-1654) - немецкий композитор и органист Шютц Генрих (1585-1672) - немецкий композитор эпохи барокко
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.