2. Что означает термин «Возрождение»?
Возрождения или Ренессанс - эпоха блестящего расцвета культуры в ряде европейских стран в XIV-XVI веках. Возрождение является заключительным этапом и кульминацией в истории средневековой культуры, поэтому для него характерна тесная связь со Средневековьем (особенно в музыке), а также утверждение новых норм и эстетических принципов в творчестве. Термин Возрождение связан с идеей воскрешения идеалов античности после почти тысячелетнего господства религиозной догматики. Впервые слово «Возрождение», которым стали обозначать целую эпоху в истории европейской культуры, употребил Дж.Вазари - художник и первый историограф итальянского искусства в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Ф.Энгельс определил Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».
Идейной основой культуры эпохи Возрождения стали гуманизм, оптимизм и антропоцентризм. В центре искусства Возрождения - человек как свободная личность, его духовный мир, а также реальный мир, который его окружает (природа и быт). «Человек - великое чудо», - писал флорентийский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своем трактате «О достоинстве человека». Средневековый аскетизм сменился жадным интересом к реальному миру, к человеку, к красоте окружающей природы.
Подчеркивая интерес к человеку в противовес средневековому теоцентриз-му, деятели Возрождения называли себя гуманистами, производя это слово от понятия Цицерона «studia humanitanis», обозначавшего изучение всего, что связано с природой человека и его внутреннего мира.
С антропоцентризмом связано понимание прекрасного, возвышенного и героического в искусстве. Для эстетики Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как гармоничной личности с беспредельными
5
творческими возможностями. Возрождение создает идеал человека чести, достоинства, высокой духовности и нравственности. Творцы эпохи Возрождения были личностями многогранными: знали языки, владели разными искусствами. Красноречивый пример - Леонардо да Винчи - художник, скульптор и архитектор, а также - математик, инженер, философ, поэт, теоретик искусства.
«Главным для философии и творчества Возрождения является тот мощный рывок, благодаря которому его мыслители и творцы смогли вырвать человека из состояния приниженности, сделать его центром вселенной, хозяином жизни, создателем всех её ценностей» (В.И.Рутенбург). Ренессансный гуманизм «лег в основу всего нового миросозерцания. Началась новая гуманистическая эра», -писал русский мыслитель и философ Н.А.Бердяев.
Прогрессивные достижения культуры Возрождения осветили всё дальнейшее развитие западноевропейского искусства. Именно в эпохе Возрождения -генезис всей европейской культуры.
3. Какие виды искусств занимали ведущее положение в эпоху Возрождения и почему?
Поскольку Возрождение основано на обращении к античности, ведущее положение занимали искусства, которые могли непосредственно подражать античным образцам - это изобразительные искусства: архитектура, живопись, скульптура. Раскопки на территории Италии открыли перед художниками великолепный и гармоничный мир античности: храмы и гражданские постройки, огромное количество скульптурных изображений античных богов и героев, римских императоров и полководцев; мозаики, фрески и живопись на вазах.
«Отцами Возрождения» называют итальянцев: архитектора Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466) и художника Мазаччо (1401-1428).
В архитектуре эпохи Возрождения наряду с соборами, важную роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Ведущие архитекторы - Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии; Леско, Делорм во Франции.
Художники (Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Монтенья, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто—в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель - в Нидерландах; Альбрехт Дюрер, Матиас Грюневальд, Ганс Гольбейн—в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ - во Франции) владели богатыми возможностями художественного отражения действительности—передачей перспективы, объема, света, изображением человеческой фигуры и реальной среды—интерьера, пейзажа. Огромным достижением было изобретение в Нидерландах в XV веке новой техники живописи масляными красками. «Нидерландский секрет» был вскоре воспринят итальянцами, а затем распространился по Европе, в корне изменив представление о живописном искусстве.
6
Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, поэзия Франческо Петрарки, Торквато Тассо, драмы Шекспира и многое другое.
4. В чем связи со Средневековьем и что нового в музыке эпохи Возрождения?
В музыке Возрождения сохраняется тесная связь с предшествующим периодом:
ведущие музыкальные жанры Возрождения - месса и мотет - сложились в позднем Средневековье;
продолжается развитие хорового многоголосия, существовавшего в XI - XIII веках в виде органума (пение параллельными квартами и квинтами со схож дением к унисону и расхождением от него), фобурдона (от франц. bourdon - густой бас), дисканта (наиболее распространенная форма раннего многого лосия в искусстве французских композиторов Леонина - XII век и Перотина Великого - начало XVIII века);
григорианский хорал - богослужебное песнопение католической церкви, ка нонизированное папой Григорием Великим в начале VII века - использовал ся композиторами Возрождения как cantus firmus ("твердый напев") в духов ных жанрах - мессах и мотетах.
В то же время - Возрождение - это и новый этап развития музыкального искусства - исторический исток всей последующей эволюции западноевропейской музыки. Параллельно с традициями готики формируются новые явления:
возникают светские жанры - начало положено уже в эпоху ars nova (XIV век) - мадригал и полифоническая песня (шансон);
искусство становится авторским, индивидуальным, личность создателя - творца художественного произведения определяет облик художественного стиля; первая месса датируется 1364 г. и принадлежит мастеру французского ars nova Гийому де Машо;
складываются национальные композиторские школы не только в Италии и Франции, но и в Испании (Кристобаль де Моралес, Томас Луис де Викто рия); в Англии (Джон Данстейбл, Уильям Бёрд, Томас Таллис, Томас Мор- ли); в Германии (Генрих Изаак, Генрих Финк, Людвиг Зенфль, Ханс Лео Хае л ер);
хоровая полифония строгого стиля достигает расцвета в 6-ти - 8-ми голос- ных композициях XVI века;
развивается инструментальная музыка - сначала как прикладная - в быто вых танцевальных жанрах, а к концу XVI века в творчестве Андреа и Джо- ванни Габриели и как самостоятельная;
7
• кульминацией музыкального Возрождения является театр - пасторальная драма и dramma per musica- будущая опера.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.