logo search
Назарова В

30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?

Помимо героических ораторий Гендель много работал в оперных жанрах: главным образом, это opera-seria, но есть и комические оперы. Оперы он начал писать еще в Гамбурге, продолжил в Италии и в Англии. В Лондоне Гендель возглавлял оперный театр «Королевская академия музыки» до 1741 года, после чего, отказавшись от оперы, переключил внимание на оратории и антемы.

Оперы Генделя отличаются пышной зрелищностью и эффектностью при­дворных спектаклей эпохи барокко. Унифицированы и их сюжеты - историко-легендарные или мифологические. Литературными источниками опер Генделя служили выдающиеся произведения мировой литературы: «Неистовый Роланд» Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Тассо, «Сид» Корнеля.

В 1728 г. в Лондоне была представлена «Опера нищего» Дж.Гея и Дж. Пе-пуша - своеобразная пародия на условные, высокопарные сюжеты и музыку генделевских opera-seria. Действующие лица в ней - обитатели лондонского дна - нищие, бандиты, проститутки. Пародийный эффект создавали сцены подоб­ные той, когда бандиты шествовали под звуки марша крестоносцев из оперы Генделя «Ринальдо». «Опера нищего» послужила прототипов знаменитой «Трехгрошовой оперы» Б.Брехта с музыкой К.Вайля.

Велико и разнообразно по жанрам инструментальное наследие Генделя, объединяющее концерты - органные и оркестровые, сонаты, сюиты, фантазии. фуги, вариации и др.

Как и Бах, Гендель был выдающимся органистом своего времени. Для орга­на Гендель писал, главным образом, концерты. Барочный жанр оркестровой

39

музыки Concerto grosso представлен в его творчестве известным циклом из 12 концертов.

Большое место в творчестве Генделя занимает жанр сюиты - клавирной и оркестровой. Ему принадлежат, в частности, сюиты «Музыка на воде» и «Му­зыка фейерверка» - эффектные торжественные циклы разнохарактерных пьес, которые исполнялись под открытым небом. «Музыка на воде» написана для со­провождения прогулок короля Генриха I по Темзе. Этим объясняется отсутст­вие в составе оркестра клавесина - обязательного участника барочного оркест­ра. «Музыка фейерверка» была исполнена 27 апреля 1749 года в Гринпарке по случаю заключения Ахенского мира.2 В премьере на открытом воздухе участ­вовал большой по составу оркестр, части, которые сопровождали фейерверк, исполнялись только духовыми инструментами - трубами, валторнами, гобоями, фаготами.

Совершенно особое место в наследии Генделя занимают антемы - хоровые сочинения духовного содержания - типично английский жанр, возникший в эпоху Реформации. Генделю принадлежат 11 антемов.