logo search
Камкина Метод

Тема: Методы работы над школьными песнями для детей 1-2 класса

Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок может включать различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

Одним из ведущих видов музицирования учащихся в условиях школьного урока музыки является певческая деятельность, то есть специально организованный обязательный для всех учащихся процесс хорового пения.

Певческая деятельность школьников на уроке музыки включает шесть компонентов:

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

Детские голоса и их характеристики

Обращение к хоровому пению на уроках музыки в школе предполагает знание учителем особенностей голоса школьника.

Учащиеся 6-8 лет (1-й, 2-й класс). Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заклю­чается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изме­нения в детских голосах связаны с физиологическим становле­нием всего организма. Однако этот процесс проходит по-разно­му. Многое зависит от состояния организма, степени музыкаль­ности ребенка, музыкальной среды. К началу обучения в общеобразователь­ной школе у ребенка в 6-8-летнем возрасте гортань располо­жена выше, чем у взрослых. Поэтому певческий звук характеризуется особой легкостью, нежностью, небольшой силой. У необученных младших школьников чаще всего отсутству­ет дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении уча­щиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их сле­дует постепенно отучать.

Рабочий диапазон голоса детей 6-8 лет сравнительно неве­лик и колеблется между ре первой и до второй октавы. С при­ближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона замет­но ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использо­вать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой воз­растной категории.

1 класс (6-7 лет)

2 класс (7-8 лет)

Характеристика голоса

Нежный, светлый, звонкий. Интонация неустойчивая. Небольшой по силе (динамике). Грудное резонирование практи­чески отсутствует. Преобладает фальцетное звучание.

Диапазон

Ре (до) первой октавы – си (до) второй октавы

Звучащая зона

Ми первой октавы – си первой октавы

Звукообразование

Ровное, одинаково округлое звучание всех гласных. Головное звучание. Выработка навыка «тянуть звук». Мягкая атака звука. В распеваниях предпочтение гласному звуку У (Ю), затем О (Ё), А, Е.

Дыхание

Уметь делать спокойный вдох, не поднимая плеч. Не прерывать дыханием слово. Уметь распределять дыхание на всю фразу.

Дикция

Четкое произношение согласных в конце слов, фраз, при точном выполнении длительности гласной. Основная задача учителя – освободить от напряжения нижнюю челюсть детей.

Строй

Уметь настроить свой голос на требуемую высоту. Петь чисто унисон. Уметь петь без сопровождения с помощью учителя и самостоятельно.

Ансамбль

Одновременно начинать и заканчивать пение «по руке» учителя и самостоятельно. Петь не выделяясь из общего звучания класса.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого звучит голос.

Чтобы успешно решить задачи певческого воспитания, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула. Руки положить на колени.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Дети должны петь естественным голосом, без напряжения, не спеша, протяжно (тянуть звук). Одновременно начинать и заканчивать пение, внятно произносить слова.

Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т.е. единство, согласованность всех компонентов исполнения.

Строй – это точное, чистое певческое интонирование.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.