Тема: Методы работы над школьными песнями для детей 1-2 класса
Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок может включать различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.
Одним из ведущих видов музицирования учащихся в условиях школьного урока музыки является певческая деятельность, то есть специально организованный обязательный для всех учащихся процесс хорового пения.
Певческая деятельность школьников на уроке музыки включает шесть компонентов:
музыкальное (вокальное) приветствие;
распевание;
разучивание песни и ее исполнение;
импровизация (вокальная);
исполнение главных мелодий вокальной и хоровой музыки, предназначенных для раздела «Слушание музыки»;
вокализация доступных мелодий инструментальных произведений, предназначенных для раздела «Слушание музыки».
Студент должен знать:
программные требования по пению для школьников 1–2 класса;
характеристику детских голосов (6-8 лет);
особенности работы над школьной песней для 1–2 класса;
методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми 1–2 класса;
основные элементы и этапы разучивания песни на уроке Музыки в 1-2 классе.
Студент должен уметь:
определить уровень трудности песни;
составить план работы над песней;
исполнить песню под собственный аккомпанемент с одновременным показом вступлений и снятий.
Детские голоса и их характеристики
Обращение к хоровому пению на уроках музыки в школе предполагает знание учителем особенностей голоса школьника.
Учащиеся 6-8 лет (1-й, 2-й класс). Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды. К началу обучения в общеобразовательной школе у ребенка в 6-8-летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Поэтому певческий звук характеризуется особой легкостью, нежностью, небольшой силой. У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать.
Рабочий диапазон голоса детей 6-8 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и до второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.
| 1 класс (6-7 лет) | 2 класс (7-8 лет) |
Характеристика голоса | Нежный, светлый, звонкий. Интонация неустойчивая. Небольшой по силе (динамике). Грудное резонирование практически отсутствует. Преобладает фальцетное звучание. | |
Диапазон | Ре (до) первой октавы – си (до) второй октавы | |
Звучащая зона | Ми первой октавы – си первой октавы | |
Звукообразование | Ровное, одинаково округлое звучание всех гласных. Головное звучание. Выработка навыка «тянуть звук». Мягкая атака звука. В распеваниях предпочтение гласному звуку У (Ю), затем О (Ё), А, Е. | |
Дыхание | Уметь делать спокойный вдох, не поднимая плеч. Не прерывать дыханием слово. Уметь распределять дыхание на всю фразу. | |
Дикция | Четкое произношение согласных в конце слов, фраз, при точном выполнении длительности гласной. Основная задача учителя – освободить от напряжения нижнюю челюсть детей. | |
Строй | Уметь настроить свой голос на требуемую высоту. Петь чисто унисон. Уметь петь без сопровождения с помощью учителя и самостоятельно. | |
Ансамбль | Одновременно начинать и заканчивать пение «по руке» учителя и самостоятельно. Петь не выделяясь из общего звучания класса. |
Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого звучит голос.
Чтобы успешно решить задачи певческого воспитания, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула. Руки положить на колени.
Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.
Дети должны петь естественным голосом, без напряжения, не спеша, протяжно (тянуть звук). Одновременно начинать и заканчивать пение, внятно произносить слова.
Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т.е. единство, согласованность всех компонентов исполнения.
Строй – это точное, чистое певческое интонирование.
Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.
- Областное государственное образовательное учреждение
- Программное содержание 1 курса
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- По окончанию 1 курса студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Методические рекомендации к освоению программного материала
- Студентом 1 курса
- Введение в дисциплину «Хоровое дирижирование»
- Тема: Дирижирование как средство музыкального воспитания, образования. Цели, задачи.
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- Понятие ауфтакта в дирижировании
- Прием вступления
- Прием снятия
- Тема: Дирижерские схемы
- Тема: Звуковедение
- Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений
- План аннотации хорового произведения
- 2. Литературный текст
- II. Основная часть
- 1. Музыкально-теоретический анализ
- Рекомендации к контрольному уроку (1курс 1 семестр) по сдаче дошкольной песни для 2-й младшей группы доу Содержание контрольного урока:
- 3. Художественное исполнение песни (показ)
- Тема: Методы работы над школьными песнями для детей 1-2 класса
- Этапы работы над песней на уроке музыки
- V этап – Разучивание по фразам (предложениям).
- VI этап – Соединение выученного материала песни с аккомпанементом.
- Учащиеся должны знать:
- Учащимся нужно уметь:
- Выписка из программы «Музыка» I класс
- I класс тема «как можно услышать музыку» Примерный музыкально-певческий материал
- Развитие темы
- 5. Слова произносятся четко, но мягко и слитно, в характере минорного напева.
- Тема: Исполнение кратковременных подвижных нюансов
- Тема: Работа дирижера над хоровой партитурой
- Тема: Особенности работы над дошкольной песней для детей средней группы детского сада.
- Тема: Особенности работы над школьной песней для детей 2, 3 класса
- Выписка из программы «Музыка» II класс
- Первая четверть «три кита» в музыке - песня, танец и марш
- Примерный музыкальный материал
- Вторая четверть о чем говорит музыка Примерный музыкально-певческий материал
- Третья четверть куда ведут нас «три кита» Примерный музыкально-певческий материал
- Четвертая четверть что такое музыкальная речь Примерный музыкально-певческий материал
- Проверь свои знания №1:
- Проверь свои знания №2:
- Литература для самоподготовки
- 664039 Г. Иркутск, 53. Тел. 38 – 78 – 40