logo search
Назарова В

24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.

Бахом созданы все четыре партитуры страстей: «Страсти по Матфею», «Страсти по Марку», «Страсти по Иоанну», «Страсти по Луке». В полном виде сохранились лишь «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», которые ис­полняются теперь в концертных залах как монументальные оратории.

"Страсти" представляют собой тип духовной оратории с последовательно развивающимся сюжетом. Евангельский рассказ поручается тенору-Евангелисту и излагается в речитативах в сопровождении органа. Там, где в рассказе Евангелиста «цитируются» слова учеников, первосвященников, наро­да, - в речитатив вставляются небольшие хоровые эпизоды, называемые турбэ (лат. turbae - толпа). Как прямая речь выделены и слова Иисуса, Петра, Иуды, Пилата. Интонационно обособлена партия Христа - его слова сопровождает возвышенное и строгое звучание струнных, оттеняющих голос, подобно сияю­щему нимбу.

В «Страстях», как и в других вокально-симфонических жанрах у Баха (ду­ховных кантатах, ораториях, мессах), используются традиционные оперные формы: арии, ариозо, хоры. Немецкий язык, введение протестантских хоралов, наличие повествования-рассказа в речитативных номерах - всё это отличи­тельные признаки жанра протестантского богослужения.

Композиция «Страстей» сопоставима с готическим собором: в партитуре Баха, также как и в конструкции собора, есть опоры и пространство между ни­ми. В качестве такого каркаса выступают номера, содержащие главные идеи

30

сочинения, те этические и нравственные опоры, которые несут на себе всю тя­жесть грандиозного целого. Это арии (в «Страстях по Матфею» их 13) и хора­лы (соответственно - 14). В пространстве между этими архитектоническими опорами - повествование, персонажи евангельского рассказа (речитативы Еван­гелиста), облик толпы (хоры-turbae).

Необычайно велико значение арий в баховских «Страстях». В них сосредо­точены темы любви и сострадания, часто возникает мотив слез, очищения сле­зами. Арии не персонифицированы, не являются ариями действующих лиц. Они воплощают эмоциональное потрясение, реакцию на изложенную в пред­шествующем речитативе мучительную, драматическую ситуацию. В ариях нет движения сюжета, они концентрируют одно эмоциональное состояние. Три арии (№ 26 - ария тенора с хором «Я хочу бодрствовать с моим Иисусом», № 47 - ария альта «Сжалься надо мной», № 51 - ария баса «Верните мне моего Иису­са») воплощают «аффект раскаяния» как реакцию на грех предательства и отре­чения. Три другие - (№ 10 - ария альта «Покаяние и раскаяние», № 12 - ария сопрано «Кровоточи, любящее сердце», № 58 - ария сопрано «Из любви дол­жен умереть мой Спаситель») - являются ариями оплакивания Христа. Все арии в «Страстях» с солирующими инструментами (т.е. фактически - дуэты голоса с инструментом).

Хоралы (их несколько и они повторяются в разных тональностях и различ­ной гармонизации) являются бессобытийными островками покоя, сосредото­ченности и молитвы. Мелодии хоралов, хорошо известные прихожанам, при­вычно связанные с определенными образами и идеями, помогают слушателям понять, глубже проникнуть в смысл происходящего. Хорал, как правило, слу­жит завершением развернутого драматического эпизода, обобщая его содержа­ние и выводя событийный ряд на уровень философского осмысления. Так, большая сцена распятия и смерти Иисуса, состоящая из нескольких сольных и хоровых номеров, завершается «погребальным» хоралом (№ 72):

О кровью обагренный, израненный Твой лик.

Страданьем изнуренный, Ты на кресте поник.

О лик в венке терновом, где красота Твоя?

Ах, сердцем всем и словом, к Тебе взываю я.

Этот хорал повторяется в Страстях пять раз с разными текстами (№ 21, 23, 53, 63, 72) и воспринимается как лейтмотив страданий. Это один из самых по­пулярных протестантских хоралов, он приписывается Х.Л. Хаслеру и по сей день исполняется в лютеранских церквах.

Обрамляются «Страсти по Матфею» двумя монументальными хорами, в исполнении которых принимают участие два хора, два оркестра и хор мальчи­ков - весь исполнительский состав оратории. Вступительный хор ассоциирует­ся с известными в средневековой и барочной живописи сюжетами «Шествие на Голгофу», «Несение креста». Тема последнего хора (№ 78) - смерть, оплакива­ние, прощание. Она аналогична типичным иконографическим сюжетам «Распя­тие». «Снятие с креста», «Положение во гроб».

31

В своем творчестве Бах обращался и к духовным жанрам на латинские бо­гослужебные тексты. Это четыре Missa brevis - короткие мессы, состоящие только из двух частей - Kyrie eleison и Gloria. Кроме того, Баху принадлежит одна полная пятичастная месса си минор, которая, впрочем, целиком не звучала при жизни композитора, а издана была лишь в 1840 году под названием «Высо­кая месса».

Месса - жанр католического богослужения, в котором чередуются молитвы и божественные славословия и используются канонические латинские тексты. В мессе нет сюжета, повествования (следовательно, нет речитативов), нет дей­ствия, поэтому хор выполняет только обобщенно-эпическую функцию, разуме­ется, нет и протестантских хоралов. Исполнительский же состав - солисты, хор, оркестр - и вокальные формы - арии, воплощающие один какой-либо типовой аффект, одно эмоциональное состояние, и хоры - одинаковы и в Страстях и в Мессах.

«Высокая месса» си минор никогда не исполнялась при жизни Баха полно­стью, да и не могла быть исполнена во время службы. Она огромна по масшта­бам, каждая из традиционных пяти частей распадается на ряд номеров (всего в мессе их 24), среди которых преобладают хоровые (их 15). Арии (их шесть) и дуэты (их три) служат лирической разрядкой, оттеняя мощное - то скорбное, то ликующее - звучание хоровых масс. Так, в центре Credo, включающего восемь номеров, три хора связаны с образом Иисуса: № 15 «Et incarnatus est», повест­вующий о рождении человека, который примет на себя грехи мира, № 16 «Сш-cifixus» - «Распят» и № 17 «Et resurrexit» - «И воскрес». Этот последний номер, также как и другие торжественно праздничные хоры, в которых царит ликую­щая радость и восторг, покоряющие ослепительным блеском звучания, написа­ны в Ре мажоре. Эта тональность становится, по существу, вторым тональным центром Мессы, контрастирующим основной её тональности си минор - то­нальности трагических образов скорби, оплакивания, смерти.