24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
Бахом созданы все четыре партитуры страстей: «Страсти по Матфею», «Страсти по Марку», «Страсти по Иоанну», «Страсти по Луке». В полном виде сохранились лишь «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», которые исполняются теперь в концертных залах как монументальные оратории.
"Страсти" представляют собой тип духовной оратории с последовательно развивающимся сюжетом. Евангельский рассказ поручается тенору-Евангелисту и излагается в речитативах в сопровождении органа. Там, где в рассказе Евангелиста «цитируются» слова учеников, первосвященников, народа, - в речитатив вставляются небольшие хоровые эпизоды, называемые турбэ (лат. turbae - толпа). Как прямая речь выделены и слова Иисуса, Петра, Иуды, Пилата. Интонационно обособлена партия Христа - его слова сопровождает возвышенное и строгое звучание струнных, оттеняющих голос, подобно сияющему нимбу.
В «Страстях», как и в других вокально-симфонических жанрах у Баха (духовных кантатах, ораториях, мессах), используются традиционные оперные формы: арии, ариозо, хоры. Немецкий язык, введение протестантских хоралов, наличие повествования-рассказа в речитативных номерах - всё это отличительные признаки жанра протестантского богослужения.
Композиция «Страстей» сопоставима с готическим собором: в партитуре Баха, также как и в конструкции собора, есть опоры и пространство между ними. В качестве такого каркаса выступают номера, содержащие главные идеи
30
сочинения, те этические и нравственные опоры, которые несут на себе всю тяжесть грандиозного целого. Это арии (в «Страстях по Матфею» их 13) и хоралы (соответственно - 14). В пространстве между этими архитектоническими опорами - повествование, персонажи евангельского рассказа (речитативы Евангелиста), облик толпы (хоры-turbae).
Необычайно велико значение арий в баховских «Страстях». В них сосредоточены темы любви и сострадания, часто возникает мотив слез, очищения слезами. Арии не персонифицированы, не являются ариями действующих лиц. Они воплощают эмоциональное потрясение, реакцию на изложенную в предшествующем речитативе мучительную, драматическую ситуацию. В ариях нет движения сюжета, они концентрируют одно эмоциональное состояние. Три арии (№ 26 - ария тенора с хором «Я хочу бодрствовать с моим Иисусом», № 47 - ария альта «Сжалься надо мной», № 51 - ария баса «Верните мне моего Иисуса») воплощают «аффект раскаяния» как реакцию на грех предательства и отречения. Три другие - (№ 10 - ария альта «Покаяние и раскаяние», № 12 - ария сопрано «Кровоточи, любящее сердце», № 58 - ария сопрано «Из любви должен умереть мой Спаситель») - являются ариями оплакивания Христа. Все арии в «Страстях» с солирующими инструментами (т.е. фактически - дуэты голоса с инструментом).
Хоралы (их несколько и они повторяются в разных тональностях и различной гармонизации) являются бессобытийными островками покоя, сосредоточенности и молитвы. Мелодии хоралов, хорошо известные прихожанам, привычно связанные с определенными образами и идеями, помогают слушателям понять, глубже проникнуть в смысл происходящего. Хорал, как правило, служит завершением развернутого драматического эпизода, обобщая его содержание и выводя событийный ряд на уровень философского осмысления. Так, большая сцена распятия и смерти Иисуса, состоящая из нескольких сольных и хоровых номеров, завершается «погребальным» хоралом (№ 72):
О кровью обагренный, израненный Твой лик.
Страданьем изнуренный, Ты на кресте поник.
О лик в венке терновом, где красота Твоя?
Ах, сердцем всем и словом, к Тебе взываю я.
Этот хорал повторяется в Страстях пять раз с разными текстами (№ 21, 23, 53, 63, 72) и воспринимается как лейтмотив страданий. Это один из самых популярных протестантских хоралов, он приписывается Х.Л. Хаслеру и по сей день исполняется в лютеранских церквах.
Обрамляются «Страсти по Матфею» двумя монументальными хорами, в исполнении которых принимают участие два хора, два оркестра и хор мальчиков - весь исполнительский состав оратории. Вступительный хор ассоциируется с известными в средневековой и барочной живописи сюжетами «Шествие на Голгофу», «Несение креста». Тема последнего хора (№ 78) - смерть, оплакивание, прощание. Она аналогична типичным иконографическим сюжетам «Распятие». «Снятие с креста», «Положение во гроб».
31
В своем творчестве Бах обращался и к духовным жанрам на латинские богослужебные тексты. Это четыре Missa brevis - короткие мессы, состоящие только из двух частей - Kyrie eleison и Gloria. Кроме того, Баху принадлежит одна полная пятичастная месса си минор, которая, впрочем, целиком не звучала при жизни композитора, а издана была лишь в 1840 году под названием «Высокая месса».
Месса - жанр католического богослужения, в котором чередуются молитвы и божественные славословия и используются канонические латинские тексты. В мессе нет сюжета, повествования (следовательно, нет речитативов), нет действия, поэтому хор выполняет только обобщенно-эпическую функцию, разумеется, нет и протестантских хоралов. Исполнительский же состав - солисты, хор, оркестр - и вокальные формы - арии, воплощающие один какой-либо типовой аффект, одно эмоциональное состояние, и хоры - одинаковы и в Страстях и в Мессах.
«Высокая месса» си минор никогда не исполнялась при жизни Баха полностью, да и не могла быть исполнена во время службы. Она огромна по масштабам, каждая из традиционных пяти частей распадается на ряд номеров (всего в мессе их 24), среди которых преобладают хоровые (их 15). Арии (их шесть) и дуэты (их три) служат лирической разрядкой, оттеняя мощное - то скорбное, то ликующее - звучание хоровых масс. Так, в центре Credo, включающего восемь номеров, три хора связаны с образом Иисуса: № 15 «Et incarnatus est», повествующий о рождении человека, который примет на себя грехи мира, № 16 «Сш-cifixus» - «Распят» и № 17 «Et resurrexit» - «И воскрес». Этот последний номер, также как и другие торжественно праздничные хоры, в которых царит ликующая радость и восторг, покоряющие ослепительным блеском звучания, написаны в Ре мажоре. Эта тональность становится, по существу, вторым тональным центром Мессы, контрастирующим основной её тональности си минор - тональности трагических образов скорби, оплакивания, смерти.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.