11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
Ярчайшим достижением итальянской оперы первой половины XVII века является творчество Клаудио Монтеверди (1567-1643). Композиторский стиль Монтеверди сформировался в условиях позднего Возрождения: в его творчестве высокого совершенства достиг жанр итальянского мадригала. Мадригалы Монтеверди концентрируют все характерные черты позднего Возрождения; господство светской (преимущественно любовной) лирики, смешанный гомо-фонно-полифонический склад, изысканность и утонченность стиля. Некоторые мадригалы - почти настоящие «оперные» сцены, например, «Жалоба нимфы».
С 1607 г. Монтеверди обращается к опере, параллельно сочиняя и мадригалы. Он становится первым оперным композитором, до него dramma per musica создавалась поэтами и певцами. Само определение opera - синоним opus, т.е. дело, создание, произведение. Далеко не все оперы Монтеверди сохранились. До нас дошли три: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи» (1642) - первая опера на исторический сюжет. Из оперы «Ариадна» (1608) сохранился лишь один фрагмент - Жалоба (lamento) Ариадны. Этот сольный номер Монтеверди переделал позднее в пятиголосный мадригал.
Главной темой творчества Монтеверди - как истинного представителя Возрождения - становится человек, его страсти, его чувства и переживания. Искусство Монтеверди идеально соответствует гуманистическим устремлениям Возрождения, между тем стилистически уже связано со следующей эпохой - барокко.
12. Сформулируйте черты стиля барокко применительно к музыке.
Барокко - основное стилевое направление в искусстве большинства европейских стран в XVII - первой половине XVIII века. Искусство барокко рождено изменившимися представлениями о мире и человеке, крушением ренессанс-ной гармонии, антропоцентризма и оптимизма. Барроко - значит причудливый, вычурный. В новом художественном стиле отразились напряженные и трагические переживания, растерянность и тревога, призрачность и фантастичность. Усиливается значение религиозной тематики в искусстве, особенно тем, связанных с видениями, чудесами, мученичеством. В определенном смысле барокко воскрешало Средневековье, возрождая мистицизм и иллюзорность, тему смерти в искусстве, сознание суетности и бренности земной жизни. «Что молодость, почет, искусство, блеск наград? Придет последний час, все станет дым и чад».
Андреас Грифиус
Напряженность духовной жизни в неустойчивом, полном глубоких противоречий мире, стремление к отображению в искусстве психологических про-
15
цессов, смятения и драматизма в душе человека, создали благоприятную почву для расцвета именно музыки. Начиная с XVII века эволюция музыки становится синхронной с развитием других искусств. Поэтому достижения выдающихся композиторов эпохи барокко: Монтеверди, Перселла, Фрескобальди, Букстеху-де, Шютца, Корелли, Вивальди, Баха, Генделя - стоят в одном ряду с творчеством великих писателей и художников XVII века: Мильтона, Сервантеса, Лопе де Вега, Мольера, Корнеля, Расина, Караваджо, Веласкеса, Рубенса, Рембрандта и других.
Барокко - стиль эффектный и противоречивый, напряженный и взволнованный. Излюбленные темы барокко - жизнь и смерть, временность, непрочность земной жизни перед лицом вечности, иллюзорность реальности, напоминание о смерти.
Пышная декоративность, экспрессия и аффектированность, драматическая патетика, как характерные черты стиля, были свойственны всем видам искусства, которые стремятся «поражать, удивлять и очаровывать». Но музыка была способна наиболее ярко передать драматически напряженный, тревожный, патетический дух времени. «Барокко хочет увлечь со всею силою страсти, возбуждает, опьяняет, приводит в экстаз, но не дает счастливого бытия» (Г.Вёльфлин). Безусловное лидерство в создании характерных черт стиля барокко принадлежит итальянскому архитектору и скульптору Лоренцо Бернини (собор Святого Петра в Риме; скульптуры «Экстаз святой Терезы», «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины»).
Искусству барокко свойственны монументальность и экспрессия, напряженность и драматизм, взволнованность и страстность, повышенная аффектация, стремление к величию и пышности, сложности композиционных решений, к совмещению реальности и иллюзии. Специфические для искусства барокко черты:
повышенная эмоциональность, яркая контрастность;
динамизм («Мир барокко - мир, в котором нет покоя», И.Бунин);
сложность и причудливость декоративного убранства в архитектуре и дру гих в изобразительных искусствах;
стремление к синтезу искусств;
противоречивая основа стиля выявляется в так называемых «антиномиях ба рокко»: жизнь и смерть, возвышенное и земное, светское и духовное;
на одном полюсе - бурная эмоциональность и патетика в выражении чувств, на другом - точный расчет, апофеоз порядка, торжество разума. Француз ский математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину ми роздания и вывел законы, которые им управляют. Это ему принадлежит крылатая фраза: «Мыслю, следовательно существую».
В музыке эпоха барокко довольно продолжительна и охватывает около полутора столетий от рубежа XVI-XVII веков (А.и Дж. Габриели и Монтеверди) до середины XVIII века (творчество Баха и Генделя).
16
Музыкальное барокко - понятие широкое и очень ёмкое, включающее множество новых жанров, рожденных эпохой послеренессансной культуры (от ранней dramma per musica до Страстей Баха и ораторий Генделя), и различных национальных композиторских школ (в Италии А.Скарлатти, Д:Кариссими, Д.Фрескобальди; в Германии Г.Шютц, Д.Букстехуде, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель; в Англии Г.Пёрселл).
Началом новой эпохи в истории музыкальных стилей является создание оперы (dramma per musica) в Италии и связанный с ним стилевой перелом: хоровая полифония строгого стиля Возрождения постепенно уступает место го-мофонно-гармоническому складу - основополагающему типу фактуры в музыке XVIII и XIX веков.
В музыке «антиномии барокко» выявляются:
в ведущем значении оперы (а также оратории и кантаты), как жанров, синте зирующих слово и музыку, вокальное и инструментальное исполнение;
в параллельном развитии духовных и светских жанров (в творчестве И.С.Баха, например);
в сложном взаимодействии основ традиции и новаторства в творчестве;
в противоречивом равновесии полифонии и гомофонии, которое закрепляет ся в понятии «свободного стиля»;
в излюбленном инструментальном цикле «прелюдия и фуга», соединяющем свободную импровизационность прелюдии и строгую упорядоченность фу ги.
Противоречивая сущность барокко сказалась и в особом типе фактуры, основанном на равновесии между полифонией и гомофонией, который дал название музыке эпохи барокко: «полифония свободного письма» (в отличие от строгого стиля хоровой полифонии Возрождения). Новое качество полифонии XVII- первой половины XVIII вв. - инструментализм - определяет особенности мелодики, гармонии, фактуры, формы. Расширение интонационно-мелодических и ладо-тональных возможностей музыки связано в свободном стиле с хроматизацией тональности (см. Хроматическую фантазию и фугу И.С.Баха для клавира), формированием мажоро-минорной системы, активным использованием различных тональностей и техники модуляций. Употребление всех 24 мажорных и минорных тональностей было продемонстрировано впервые в сборнике прелюдий и фуг И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир».
Свободный стиль полифонии XVII- начала XVIII вв., который объединяет музыкальные жанры эпохи барокко, основан на сочетании имитационной техники с приемами классической гармонии. Универсальный тип фактуры в разных жанрах барокко (от оперы до трио-сонаты и concerto grosso) называется basso continuo - «длящийся бас», или иначе - «цифрованный бас». Это особый, специфически барочный, технологический прием, когда под непрерывно длящейся басовой партией (она исполнялась виолой да гамба - виолончелью) цифрами обозначались аккорды, исполняемые на клавесине или органе. Техникой «генерал-баса» владели все музыканты, поэтому композитор не выписывал
17
аккордовую вертикаль, а лишь намечал её цифровкой. Абсолютное господство свободного стиля и цифрованного баса в музыке эпохи барокко, позволило Г.Риману назвать её «эпохой генерал-баса».
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.