6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
8
Полифония (от поли...- много и греч. phone—звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух или нескольких самостоятельных мелодий. Виды полифонии—имитационная, контрастная (контрапунктическое соединение разных мелодий) и подголосочная (одновременное звучание мелодии и ее вариантов-подголосков). Последняя характерна для некоторых жанров русского песенного фольклора.
Многоголосие в европейской музыке сразу формируется как мелодическое. Первые профессиональные жанры полифонического многоголосия, сложившиеся в эпоху позднего Средневековья (XII-XIV вв.), - органум и мотет.
Полифония эпохи Возрождения - следующий исторический тип полифонической музыки, так называемый «строгий стиль». Сложившийся в хоровом многоголосии, этот стиль ярко отразил и обобщил принципы церковно-хорового пения того времени. Музыка Возрождения возвышенна и уравновешенна, созерцательность и сосредоточенность идеально соответствовали нормам строгого письма.
Основные признаки полифонии строгого стиля:
строгий стиль характерен для хоровой многоголосной музыки без сопровож дения. По характеристике С.И.Танеева, «строгий контрапункт исключает все, что может представить трудности для голоса, поющего без инструмен тального аккомпанемента».
сложился в XV веке в творчестве композиторов франко-фламандской школы (Дюфаи, Окегема, Обрехта и др.);
в жанрах церковной музыки - мессы и мотета1 (церковная полифония);
для строгого стиля характерно преобладание мелодического начала: мело дика диатоническая, плавная, основанная на поступенном движении без скачков, на равновесии восходящих и ниспадающих фаз движения;
типичны эмоциональная сдержанность, медитативность, созерцательность, возвышенность строя;
опора на церковные диатонические лады с постепенным выделением ионий ского (мажора) и эолийского (минора) как главных;
преобладание консонансов в звучании многоголосного хора, ограниченное, строго регламентированное использование диссонансов', непременное окру жение диссонанса консонансами. Крупнейший музыкальный теоретик эпохи Возрождения Д.Царлино отмечал: «Красота рождается из слияния различно го. Сами по себе диссонансы не слишком приятны для слуха, но когда они размещены правильным образом, то не только не оскорбляют слуха, но дос тавляют большое удовольствие и наслаждение». Обязательное разрешение
1 Мотет (от франц. mot - слово) - один из ведущих полифонических жанров хоровой музыки строгого стиля -двух- или трехголосная полифоническая песня, в которой канонический латинский текст сочетался с текстом (или текстами, если мотет был трехголосным) на родном языке (французском или итальянском).
9
диссонанса явилось предпосылкой формирования функциональной гармонии;
- особые ритмические свойства: более крупная мера длительностей, нединамичное, плавное и неторопливое ритмическое движение, строгая постепенность ритмических увеличений и дроблений.
«Виртуозное полифонические мастерство, искуснейшее варьирование, медленно развертывающееся непрерывное движение, в котором разнообразие сочеталось с единством, - все вместе создавало мощный художественный эффект, родственный воздействию архитектурных готических шедевров».
Понятие гармонии в современном функционально-организующем значении в церковной хоровой музыке эпохи Возрождения отсутствует. В полифонии строгого письма гармонические созвучия возникали как результат сочетания самостоятельно и свободно движущихся горизонтальных мелодических линий. Эти «вертикали» отличались жесткими «пустотами», суровым аскетизмом, внутренней статичностью.
Соотношение голосов в строгом стиле было настолько упорядочено и рассчитано, что полифонию нидерландцев можно сравнить с математикой. Искусство и наука еще не вполне разделились. Нидерландский композитор И.Окегем (1425/30-1497) был также выдающимся математиком своего времени. Ему принадлежит оригинальный 36-тиголосный канон - своеобразное «чудо» полифонии XV века.
Избегание хроматизмов, напряженных интонаций септимы, ноны, увеличенных и уменьшенных интервалов, применение диссонансов лишь в окружении консонансов, смягчающих напряженность звучания, определяли собой интонационный строй хоровых произведений всех жанров в эпоху Возрождения: сначала преимущественно церковных - мессы и мотета, а позднее и светских -полифонической песни и мадригала. Все они характеризуются благозвучностью (консонантностью), плавностью, безмятежностью, лишены преувеличенной экспрессии и драматизма.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.