logo search
Назарова В

6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.

8

Полифония (от поли...- много и греч. phone—звук, голос), вид многоголо­сия, основанный на одновременном сочетании двух или нескольких самостоя­тельных мелодий. Виды полифонии—имитационная, контрастная (контрапунк­тическое соединение разных мелодий) и подголосочная (одновременное звуча­ние мелодии и ее вариантов-подголосков). Последняя характерна для некото­рых жанров русского песенного фольклора.

Многоголосие в европейской музыке сразу формируется как мелодическое. Первые профессиональные жанры полифонического многоголосия, сложив­шиеся в эпоху позднего Средневековья (XII-XIV вв.), - органум и мотет.

Полифония эпохи Возрождения - следующий исторический тип полифони­ческой музыки, так называемый «строгий стиль». Сложившийся в хоровом многоголосии, этот стиль ярко отразил и обобщил принципы церковно-хорового пения того времени. Музыка Возрождения возвышенна и уравнове­шенна, созерцательность и сосредоточенность идеально соответствовали нор­мам строгого письма.

Основные признаки полифонии строгого стиля:

1 Мотет (от франц. mot - слово) - один из ведущих полифонических жанров хоровой музыки строгого стиля -двух- или трехголосная полифоническая песня, в которой канонический ла­тинский текст сочетался с текстом (или текстами, если мотет был трехголосным) на родном языке (французском или итальянском).

9

диссонанса явилось предпосылкой формирования функциональной гармо­нии;

- особые ритмические свойства: более крупная мера длительностей, недина­мичное, плавное и неторопливое ритмическое движение, строгая постепен­ность ритмических увеличений и дроблений.

«Виртуозное полифонические мастерство, искуснейшее варьирование, мед­ленно развертывающееся непрерывное движение, в котором разнообразие соче­талось с единством, - все вместе создавало мощный художественный эффект, родственный воздействию архитектурных готических шедевров».

Понятие гармонии в современном функционально-организующем значении в церковной хоровой музыке эпохи Возрождения отсутствует. В полифонии строгого письма гармонические созвучия возникали как результат сочетания самостоятельно и свободно движущихся горизонтальных мелодических линий. Эти «вертикали» отличались жесткими «пустотами», суровым аскетизмом, внутренней статичностью.

Соотношение голосов в строгом стиле было настолько упорядочено и рас­считано, что полифонию нидерландцев можно сравнить с математикой. Искус­ство и наука еще не вполне разделились. Нидерландский композитор И.Окегем (1425/30-1497) был также выдающимся математиком своего времени. Ему при­надлежит оригинальный 36-тиголосный канон - своеобразное «чудо» полифо­нии XV века.

Избегание хроматизмов, напряженных интонаций септимы, ноны, увели­ченных и уменьшенных интервалов, применение диссонансов лишь в окруже­нии консонансов, смягчающих напряженность звучания, определяли собой ин­тонационный строй хоровых произведений всех жанров в эпоху Возрождения: сначала преимущественно церковных - мессы и мотета, а позднее и светских -полифонической песни и мадригала. Все они характеризуются благозвучностью (консонантностью), плавностью, безмятежностью, лишены преувеличенной экспрессии и драматизма.