logo search
Мусин - Язык дирижерского жеста

Уровни дирижерской техники

Мануальная техника дирижера выполняет различные функции, которые можно расположить в следующем порядке возрастающей сложности и содержательности.

Первый уровень — руководство ансамблем исполнения (тактирование)

Определение начального момента каждой доли такта. Обозначение метра как отношения сильных и слабых долей. Определение темпа исполнения.

Определение относительной силы звука.

Определение отрывистости или связности звукоизвлечения. Показ вступлений, снятия звука, пауз, фермат и т. д.

Второй уровень — руководство ритмозвуковой стороной исполнения

Отображение движения звуков внутри счетной доли. Отображение ритмической структуры доли.

Третий уровень — выявление характера интонирования, произнесения

Фразировка и артикуляция. Исполнительские штрихи.

Динамика как средство передачи образно-эмоционального содержания музыкальной мысли.

Четвертый уровень — передана динамичности развития музыкальной ткани

Смысловое легато.

Сильные и слабые доли, опорные и переходные доли такта.

Устремление к точке кульминации. «Перспектива» музыкального движения. Передача структурных элементов (мотивы, сжатия и расширения, членение и

суммирование, секвенции и т. д.).

Передача логики и динамичности развития музыкальной ткани произведения.

Пятый уровень — выражение образности музыкального движения

Характер, вид движения (взлет, парение, кружение, скольжение, нагнетание, растяжение, «выжимание» и т. д.).

«Тяжесть», «масса» звука.

Звуковой колорит (светлый, темный, яркий, мрачный и т. д.).

Характер дирижерского «туше» (ласковый, нежный, опасливый, решительный, грубый, плотный, воздушный и т. д.).

Шестой уровень выражение характерности музыкального образа и его эмоционально-смыслового содержания

Выражение характера музыки (весело, грустно, торжественно, драматично и пр.), обозначенного авторскими ремарками.

Выражение эмоционального подтекста музыки.

Седьмой уровень — волевое воздействие на исполнителей

Отметим различное отношение к передаче авторского текста:

а) формально-точное воспроизведение нотного текста; б) осмысленное образноэмоциональное, творчески активное воплощение музыкального содержания произведения; в) различные уровни и степень волевого воздействия на исполнителей — от жестов, лишь образно «иллюстрирующих» музыкальные «события», до активно воздействующих на исполнителей, способствующих созданию у них нужного эмоционального тона, творческого отношения к процессу исполнения.

Приведенная схема соотношения уровней условна. Она отображает идею возрастающей сложности каждого последующего уровня. Однако для разных дирижеров последовательность эта может быть различной. То, что представляет трудность для одного, может оказаться более легким для другого, и наоборот, легкое для одного — трудным для другого. Сложность овладения средствами того или иного уровня также