Тема 3. Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором
Подготовительная работа дирижера над партитурой
Подготовительную работу дирижера над партитурой можно условно разделить на три этапа Краткая характеристика трех этапов подготовительной работы дирижера над партитурой: Начальное представление о хоровом произведении. Анализ хорового произведения. Средства художественного воплощения. Сущность каждого этапа:
а) начальное представление о хоровом произведении;
б) анализ хорового произведения;
в) средства художественного воплощения.
Репетиционная работа с хором
Общее знакомство хорового коллектива с хоровой партитурой. Сведения о композиторе, авторе слов, время написания, о конкретных событиях и фактах связанных с созданием произведения, характер, настрое. .Музыкальное прочтение текста. Разбор произведения на «куски». Фразировка, опорные точки к которым стремится мелодия, работа над отдельными, особо трудными оборотами. Приемы, рекомендованные для работы над особо трудными эпизодами (пропевание в замедленном темпе, остановки на звуках и аккордах, ритмическое дробление).
Вокально-хоровая работа в хоре
Значение и основные принципы вокальной работы с хором.
Принципы дыхания в хоровом пении, цепное дыхание. Звукообразование; атака звука и ее типы. Резонаторы, регистры. Позиции звука, опора.
Различные типы звуковедения: легато, нон легато, стаккато.
Основные задачи распевания хора. Формы и методы распевания хора.
Задачи упражнений.
распевание хоровых партий, групп всего хора;
распевание на отдельные гласные буквы с закрытым ртом;
распевание с охватом различных участков диапазона и регистров;
работа над штрихами, распевание в различных темпах, ритмах, штрихах;
роль инструментального сопровождения.
Использование распевок на основе хоровых и инструментальных произведений. Принципы отбора вокальных упражнений в работе с детьми. Варианты порядка хоровых распевок.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Министерство образования и науки российской федерации
- «Томский государственный педагогический университет»
- Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка
- 1. Цели изучения дисциплины
- 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
- 3. Требования к уровню освоения программы
- 4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы и виды учебной работы
- 5. Содержание программы учебной дисциплины
- 5.1. Содержание учебной дисциплины
- 5.2. Содержание разделов дисциплины
- Раздел I. Хороведение
- Тема 1. Хоровое исполнительство
- Тема 2. Хоровой коллектив
- Тема 3. Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором
- Работа над ансамблем
- Тема 4. Детский хор. Своеобразие вокально-хоровой работы с детьми
- Тема 5. Средства дирижерской выразительности
- Раздел II. Хоровая аранжировка
- Тема 3. Превращение четырехголосного склада изложения однородных
- Тема 8. Переложение для трехголосного хора
- 5.3. Лабораторный практикум — не предусмотрен.
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1 Основная литература:
- 6.2. Дополнительная литература:
- Дмитревский, г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: Учебное пособие / г. А. Дмитриевский. - Издательство: Планета музыки, 2007.
- 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
- 6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 7.1 Методические рекомендации преподавателю
- 7.2. Методические указания для студентов
- Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
- 8.1.Примерный перечень вопросов к зачету