7.1 Методические рекомендации преподавателю
Преподавателю дисциплины «Хороведение и хоровая аранжировка» необходимо охватить все основные стороны работы с хором и дирижерско-хоровой специальности; его основной задачей является приобретение студентами глубоких и разносторонних знаний по вопросам дирижерско-хоровых дисциплин. Преподаватель, готовясь к занятиям, анализирует вопросы истории русской и зарубежной хоровой культуры, теории хорового искусства, обобщает все стороны хоровой работы, методические разработки известных деятелей культуры хорового исполнительства и преподавания хоровых дисциплин, используя их знания и опыт. Необходимо акцентировать внимание студентов на том, что работа в хоровом классе носит индивидуальный характер, в этой связи важное значение приобретает индивидуальная направленность репертуара, его соответствие возможностям, актуальным задачам развития и индивидуально-творческим интересам обучающегося. Поэтому студенты — будущие учителя музыки должны уметь составлть индивидуальный план по хору, соответствующий требованиям программы и учитывающий индивидуальность каждого ученика. В изучаемом репертуаре должны быть предусмотрены произведения: a cappella, с сопровождением, для разных составов хора (детского, женского, мужского, смешанного). Круг произведений должен охватывать разные эпохи, стили, жанры, классику и современность, духовную и светскую музыку.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, в учебном процессе предусмотрено не менее 20 % от аудиторных часов на использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В данном контексте при изучении дисциплины целесообразно проводить учебные дискуссии (допустимо при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов); разборы конкретных ситуаций; давать кейс-задания (здесь наиболее ценным является сочетание индивидуальной работы студентов с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы. Рекомендуется использовать, например, при анализе вокально-хорового произведения).
В рамках изучения дисциплины предполагается посещение концертных программ музыкальных (в т.ч. хоровых) коллективов г. Томска не менее 2 раз в год, а также концертов коллективов и мастер-классов дирижеров из других городов.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Министерство образования и науки российской федерации
- «Томский государственный педагогический университет»
- Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка
- 1. Цели изучения дисциплины
- 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
- 3. Требования к уровню освоения программы
- 4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы и виды учебной работы
- 5. Содержание программы учебной дисциплины
- 5.1. Содержание учебной дисциплины
- 5.2. Содержание разделов дисциплины
- Раздел I. Хороведение
- Тема 1. Хоровое исполнительство
- Тема 2. Хоровой коллектив
- Тема 3. Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором
- Работа над ансамблем
- Тема 4. Детский хор. Своеобразие вокально-хоровой работы с детьми
- Тема 5. Средства дирижерской выразительности
- Раздел II. Хоровая аранжировка
- Тема 3. Превращение четырехголосного склада изложения однородных
- Тема 8. Переложение для трехголосного хора
- 5.3. Лабораторный практикум — не предусмотрен.
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1 Основная литература:
- 6.2. Дополнительная литература:
- Дмитревский, г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: Учебное пособие / г. А. Дмитриевский. - Издательство: Планета музыки, 2007.
- 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
- 6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 7.1 Методические рекомендации преподавателю
- 7.2. Методические указания для студентов
- Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
- 8.1.Примерный перечень вопросов к зачету