Работа над ансамблем
Общее понятие об ансамбле. Естественный ансамбль (хоровые партии находятся в равномерных динамических и тесситурных условиях);искусственный ансамбль (неравномерные динамические и тесситурные условия);смешанный ансамбль .
Элементы хорового ансамбля (тембровый, интонационный, дикционный, ритмический, динамический). Ансамбль в зависимости от фактуры изложения музыкального произведения (гомофонно-гармоническая, полифоническая). Ансамбль в звучности между солирующим голосом и аккомпанементом хора. Ансамбль между хором и инструментальным сопровождением. (хоровая звучность доминирует над инструментальной, хоровые и инструментальные части имеют одинаковое значение, инструментальная часть доминирует над хоровой).
Работа над строем
Понятие «строй» в музыке. Строй, как настройка звукоряда по тому или иному принципу точных высотных соотношений: пифагорийский; чистый; темперированный; зонный.
Интонация. Зависимость интонации от правильного звукообразования, дыхания, вокальной позиции. Виды хорового строя:
-мелодический (горизонтальный); интонирование ступеней мажорного и минорного лада вверх и вниз; приемы правильного интонирования интервалов;
-гармонический (вертикальный) ; интонирование созвучий в мажоре и в миноре.
Зависимость строя от метро-ритмической структуры, темпа, характера мелодии и голосоведения, фактуры, динамики, дикции, дыхания (короткое, длинное, цепное), ладо-гармонических факторов.
Работа над дикцией
Хоровое пение, как искусство объединяющее музыку и поэзию; дикция (произношение гласных и согласных звуков); орфоэпия – соблюдение произносительных норм (фонетических и грамматических). Основные принципы ритмической организации стиха.
Работа над техникой правильного и отчетливого произношения. Работа над гласными и согласными; типы гласных (чистые, сонорные);типы согласных, приемы работы
Логически правильное произношение текста. Речевой такт и логические ударения; логические паузы; без текстовое пение.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Министерство образования и науки российской федерации
- «Томский государственный педагогический университет»
- Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка
- 1. Цели изучения дисциплины
- 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
- 3. Требования к уровню освоения программы
- 4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы и виды учебной работы
- 5. Содержание программы учебной дисциплины
- 5.1. Содержание учебной дисциплины
- 5.2. Содержание разделов дисциплины
- Раздел I. Хороведение
- Тема 1. Хоровое исполнительство
- Тема 2. Хоровой коллектив
- Тема 3. Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором
- Работа над ансамблем
- Тема 4. Детский хор. Своеобразие вокально-хоровой работы с детьми
- Тема 5. Средства дирижерской выразительности
- Раздел II. Хоровая аранжировка
- Тема 3. Превращение четырехголосного склада изложения однородных
- Тема 8. Переложение для трехголосного хора
- 5.3. Лабораторный практикум — не предусмотрен.
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1 Основная литература:
- 6.2. Дополнительная литература:
- Дмитревский, г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: Учебное пособие / г. А. Дмитриевский. - Издательство: Планета музыки, 2007.
- 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
- 6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 7.1 Методические рекомендации преподавателю
- 7.2. Методические указания для студентов
- Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
- 8.1.Примерный перечень вопросов к зачету