Токката и фуга ре минор для органа13
Это произведение, пользующееся большой популярностью, начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздается трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затененное, грандиозное звуковое пространство.
1 Adagio
Далее слышатся мощные «завихряющиеся» виртуозные пассажи и широкие аккордовые взмахи-«всплески». Их несколько раз разделяют паузы и остановки на протянутых аккордах. Такое противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга. Она сосредоточена на имитационном развитии одной темы, в которой волевое начало как бы обуздывает стихийные силы:
2 Allegro moderato
Широко развернувшись, фуга перерастает в коду — завершающий, итоговый раздел. Здесь вновь разражается импровизационная стихия токкаты. Но она окончательно усмиряется напряженными повелительными репликами. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли.
Особую группу органных сочинений Баха составляют хоральные прелюдии. Среди них глубокой выразительностью отличается ряд сравнительно небольших пьес лирического характера. В них звучание мелодии хорала обогащается свободно развитыми сопровождающими голосами. Так изложен, например, один из шедевров Баха — хоральная прелюдия фа минор.
- В.Н.Брянцева Введение Музыка от древних времен до и. С. Баха
- Какими путями дошли до нас сведения о музыке Древнего мира
- О музыке в Древней Греции
- Вопросы и задания
- Как была создана удобная нотация
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Как продолжала развиваться полифония
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Об инструментальной музыке XVII века, ее жанрах и формах
- Вопросы и задания
- И оганн Себастьян
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Творчество
- Токката и фуга ре минор для органа13
- Клавирная музыка Инвенции
- «Французская сюита» до минор
- Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Инструментальная музыка
- Вопросы и задания
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Симфоническое творчество
- Симфония ми-бемоль мажор
- Вопросы и задания
- Клавирное творчество
- Соната ре мажор
- С оната ми минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Опера «Свадьба Фигаро»
- Вопросы и задания
- Соната ля мажор для клавира
- Вопросы и задания
- Симфония соль минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- «Патетическая соната»
- Вопросы и задания
- Пятая симфония
- Вопросы и задания
- Увертюра «Эгмонт»
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- О романтизме в музыке
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Фортепианные произведения
- Вопросы и задания
- Симфония си минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Мазурки
- Полонез ля мажор
- Вальс до-диез минор
- Вопросы и задания
- Прелюдии
- Ноктюрн фа минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Заключение
- Вопросы и задания
- Содержание