Увертюра «Эгмонт»
Работу над музыкой к драме Иоганна Вольфганга Гёте «Эгмонт» Бетховен завершил через два года после создания Пятой симфонии, в 1810 году. Из нескольких инструментальных вокальных номеров, составивших эту музыку, наибольшую известность приобрела оркестровая увертюра.
Герой драмы Гёте — реальная историческая личность, граф Эгмонт, живший в середине XVI века. Он происходил из старинного голландского аристократического рода. Храбрый полководец, Эгмонт выступил против испанского владычества во время борьбы Нидерландов за государственную независимость. Его казнили по приказу жестокого испанского наместника, герцог Альбы43. Гёте в своей драме идеализировал образ Эгмонта. И ещё больше идеализировал этот образ Бетховен, представив Эгмонта пламенным борцом за свободу своего народа. Именно такая идея увлекла Бетховена при создании увертюры, которая встала в один ряд с героико-драматическими симфониями композитора. По существу, это одночастная симфония с отчетливой программной основой, связанной с содержанием драмы Гёте.
Подобно первой части «Патетической сонаты», увертюра начинается медленным вступлением с конфликтным сопоставлением двух тем. Первая из них — мрачные тяжелые аккордовые удары в низком регистре с ритмом сарабанды — старинного испанского танца. Это образ жестокого насилия:
72 Sostenuto ma non troppo
В ответ слышатся горестные возгласы второй темы со «стонущими» нисходящими секундами. Тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а потом и струнные:
Далее во вступлении звучит еще одна тема, заканчивающаяся скорбными секундовыми интонациями:
Многократно повторяясь, она преображается в тему главной партии начинающегося сонатного allegro (фа минор). Это сумрачная, но мужественная характеристика самого Эгмонта. Вначале мелодия тихо звучит у виолончелей, затем подхватывается всем оркестром.
Тема побочной партии звучит в экспозиции в тональности ля-бемоль мажор, параллельной главной. Здесь ясно узнается воинственный вариант «темы насилия» из вступления, со провождаемый скорбным ответом:
Дух отважной борьбы все время ощущается и в экспозиции, и в небольшой по протяженности разработке, и в репризе. При этом в разработке мелодичные варианты начала темы главной партии прерываются жесткими аккордовыми ударами. Возможно, здесь есть связь с образом Клерхен — мужественной и самоотверженной возлюбленной Эгмонта:
Особенно драматичен конец репризы — новое противопоставление тем насилия и скорби. Оно вдруг обрывается, и после трагической паузы тихо звучат несколько печально протянутых аккордов — словно оплакивание гибели героя:
Но вот как бы издалека, сперва приглушенно, но постепенно мощно разрастаясь, начинается большая фа-мажорная кода:
В ней будто разворачивается грандиозное торжественное шествие, предсказывая будущую победу над угнетателями. В общем характере этого ярко впечатляющего финального раздела увертюры, в особенностях его музыкального языка и инструментовки много сходного с ликующим, тоже мажорным финалом Пятой симфонии:
- В.Н.Брянцева Введение Музыка от древних времен до и. С. Баха
- Какими путями дошли до нас сведения о музыке Древнего мира
- О музыке в Древней Греции
- Вопросы и задания
- Как была создана удобная нотация
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Как продолжала развиваться полифония
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Об инструментальной музыке XVII века, ее жанрах и формах
- Вопросы и задания
- И оганн Себастьян
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Творчество
- Токката и фуга ре минор для органа13
- Клавирная музыка Инвенции
- «Французская сюита» до минор
- Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Инструментальная музыка
- Вопросы и задания
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Симфоническое творчество
- Симфония ми-бемоль мажор
- Вопросы и задания
- Клавирное творчество
- Соната ре мажор
- С оната ми минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Опера «Свадьба Фигаро»
- Вопросы и задания
- Соната ля мажор для клавира
- Вопросы и задания
- Симфония соль минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- «Патетическая соната»
- Вопросы и задания
- Пятая симфония
- Вопросы и задания
- Увертюра «Эгмонт»
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- О романтизме в музыке
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Фортепианные произведения
- Вопросы и задания
- Симфония си минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Мазурки
- Полонез ля мажор
- Вальс до-диез минор
- Вопросы и задания
- Прелюдии
- Ноктюрн фа минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Заключение
- Вопросы и задания
- Содержание