logo
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

Увертюра «Эгмонт»

Работу над музыкой к драме Иоганна Вольфганга Гёте «Эгмонт» Бетховен завершил через два года после создания Пятой симфонии, в 1810 году. Из нескольких инструментальных вокальных номеров, составивших эту музыку, наибольшую известность приобрела оркестровая увертюра.

Герой драмы Гёте — реальная историческая личность, граф Эгмонт, живший в середине XVI века. Он происходил из старинного голландского аристократического рода. Храбрый полко­водец, Эгмонт выступил против испанского владычества во вре­мя борьбы Нидерландов за государственную независимость. Его казнили по приказу жестокого испанского наместника, герцог Альбы43. Гёте в своей драме идеализировал образ Эгмонта. И ещё больше идеализировал этот образ Бетховен, представив Эгмонта пламенным борцом за свободу своего народа. Именно такая идея увлекла Бетховена при создании увертюры, которая встала в один ряд с героико-драматическими симфониями композитора. По существу, это одночастная симфония с отчетливой про­граммной основой, связанной с содержанием драмы Гёте.

Подобно первой части «Патетической сонаты», увертюра на­чинается медленным вступлением с конфликтным сопо­ставлением двух тем. Первая из них — мрачные тяжелые аккор­довые удары в низком регистре с ритмом сарабанды — старин­ного испанского танца. Это образ жестокого насилия:

72 Sostenuto ma non troppo

В ответ слышатся горестные возгласы второй темы со «стонущими» нисходящими секундами. Тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инстру­менты, а потом и струнные:

Далее во вступлении звучит еще одна тема, заканчивающая­ся скорбными секундовыми интонациями:

Многократно повторяясь, она преображается в тему глав­ной партии начинающегося сонатного allegro (фа минор). Это сумрачная, но мужественная характеристика самого Эгмон­та. Вначале мелодия тихо звучит у виолончелей, затем подхваты­вается всем оркестром.

Тема побочной партии звучит в экспозиции в тональности ля-бемоль мажор, параллельной главной. Здесь ясно узнается воинственный вариант «темы насилия» из вступления, со провождаемый скорбным ответом:

Дух отважной борьбы все время ощущается и в экспозиции, и в небольшой по протяженности разработке, и в репризе. При этом в разработке мелодичные варианты начала темы главной партии прерываются жесткими аккордовыми ударами. Возможно, здесь есть связь с образом Клерхен — мужественной и самоотверженной возлюбленной Эгмонта:

Особенно драматичен конец репризы — новое противо­поставление тем насилия и скорби. Оно вдруг обрывается, и после трагической паузы тихо звучат несколько печально протя­нутых аккордов — словно оплакивание гибели героя:

Но вот как бы издалека, сперва приглушенно, но посте­пенно мощно разрастаясь, начинается большая фа-мажорная кода:

В ней будто разворачивается грандиозное торжественное шествие, предсказывая будущую победу над угнетателями. В общем характере этого ярко впечатляющего финального раздела увертюры, в особенностях его музыкального языка и инструментовки много сходного с ликующим, тоже мажорным финалом Пятой симфонии: